Гражданский альянс ЗКО презентовал результаты исследования по индексу открытости местных бюджетов в Казахстане за 2016 год, проведенных центром бюджетного анализа и экономического мониторинга. Оценка Западно-Казахстанской области показала, что местные органы предоставляет общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей.
Индекс открытости местных бюджетов представляет собой актуальный и действенный инструмент измерения эффективности бюджетного процесса, который позволяет оценить степень прозрачности бюджетных процессов на местном уровне: области, района, города имеющих собственный бюджет.
Индексы разных регионов Казахстана, позволяют не только выявить различия бюджетных процессов по всей республике, но и мотивировать органы местного управления к повышению прозрачности информации. Этот индекс также позволяет выявить, какие регионы предоставляют больше возможностей своим гражданам участвовать в бюджетном процессе.
Так, в прошлом году исследования были проведены во всех регионах страны, по итогам которых Восточно-Казахстанская и Павлодарская области набрали по 73 и 62 баллов из 100 возможных. Это самый высокий показатель среди исследованных регионов. Западно-Казахстанская область получила 34 балла, Актюбинская (35), Атырауская и Мангистауская также по 34 балла.
Наша область оценивалась по таким параметрам, как открытость процесса планирования и разработки проекта бюджета (19 баллов), открытость процесса рассмотрения и утверждения бюджета (36), открытость процесса исполнения бюджета (40).
Оценка Западно-Казахстанской области показала, что местные органы предоставляет общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности местных властей. При повышении индекса в перспективе у жителей области появится возможность отслеживать, каким образом местные органы используют денежные средства области, а также принимать участие в бюджетном процессе.
По итогам исследования эксперты разработали рекомендации по повышению эффективности деятельности местных органов государственного управления.
Так акимату рекомендовано, вовлекать общественность на всех этапах бюджетного процесса. В рамках совета по взаимодействию с неправительственными организациями, заслушивать отчеты по исполнению бюджета в социальной части. По итогам контроля и мониторинга освоения бюджетных средств, организации мониторинговых мероприятий предоставлять доступ общественности к отчетам по контрольным и мониторинговым мероприятиям.
Маслихату на этапе утверждения бюджета предоставлять населению информацию о бюджете заблаговременно перед его утверждением, а также проводить общественные слушания и использовать новые технологии при управлении процессом обмена мнениями и общественными дискуссиями.
В общих рекомендациях сказано, что государственным органам на местном уровне необходимо обеспечить большую бюджетную прозрачность и подотчетность на этапе планирования местного бюджета. Ведь важность доступа к подобной информации закладывает основу для эффективной деятельности государственных органов на местном уровне, направленной на удовлетворение нужд и потребностей населения.
Наталья ГОРОХОВА
zhaikpress.kz