Вопрос распространения радикального ислама в учреждениях уголовно-исполнительной системы стал весьма актуальным, поскольку именно в местах лишения свободы сосредотачиваются лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм. В подведомственных учреждениях департамента уголовно-исполнительной системы Западно-Казахстанской области на сегодняшний день содержатся около 6% лиц от общего количества спецконтингента, осужденных за террористические и экстремистские преступления различной степени тяжести.
В основной своей массе, это преступления, предусмотренные ст.172 УК РК (участие в вооруженных конфликтах), ст.174 (возбуждение национальной, социальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни), ст.256 (создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности) и другие. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы области, а также подведомственными подразделениями на постоянной основе проводится воспитательная работа с осужденными за террористические и экстремистские преступления. Для лиц данной категории во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы введены штатные единицы инспекторов групп по организации теологической реабилитационной работы, которые с ними работают на протяжении всего срока отбывания. Среди осужденных проводится целый комплекс воспитательных мероприятий, направленных на профилактику совершения преступлений и правонарушений, в выходные дни организуются культурно-массовые и спортивные мероприятия с привлечением неправительственных и общественных организаций.
– В этом году уже трижды проводили День открытых дверей, когда к нам приезжают родственники осужденных. Они могут увидеть своих родных, в каких условиях они отбывают сроки наказания, удостовериться – встали ли они на путь исправления. Помимо воспитательной работы большое внимание уделяем трудоустройству осужденных. За текущий период 2018 года семь осужденных за экстремизм и терроризм трудоустроены на территории тюрьмы на такие должности, как швейник, парикмахер, разнорабочие. Преимущество при трудоустройстве получают те, кто имеет судебные иски на выплату каких-либо штрафов. Когда человек занят трудом, ему некогда слушать пропагандистские речи радикально настроенных сокамерников. Он работает и надеется, что, с окончанием срока отбывания наказания за совершенные преступления, сможет выйти на свободу и также законным трудом зарабатывать себе на жизнь, – считает главный специалист группы по воспитательной и социально-психологической работе среди осужденных ДУИС по ЗКО Тимур Дуйсалиев.
Также огромную помощь в работе с осужденными по данной категории преступлений оказывают теологи, которые проводят с ними разъяснительные беседы. С начала текущего года учреждениями ДУИС по ЗКО заключены 6 меморандумов с Духовным управлением области, в рамках которых теологи организуют лекции, индивидуальные беседы с осужденными за религиозный экстремизм и терроризм. Специалисты объясняют, какие существуют традиционные религиозные учения, какова социальная опасность экстремистских и террористических идей. Также с осужденными и их семьями работают представители неправительственных организаций, таких как «Жайык таны», «Союз ветеранов Афганистана», «Арба», молодежное крыло «Жас Отан», с целью оказания положительного воспитательного воздействия.
В последнее время в тюрьмах появилось много религиозной литературы, она поступает от приходящих имамов, священников, от различных миссионерских организаций. Очень много мусульманской, православной литературы. Что касается ограничений, они прописаны в уголовно-исполнительном кодексе и ряде дополняющих законов (про экстремизм, терроризм). Запрещены книги, пропагандирующие фашизм или нацизм, насилие, про силовые единоборства, в запрете и некоторые детективы известных авторов, сюжеты которых, по мнению администрации колонии, могут иногда и научить, как спланировать то или иное преступление. На сегодняшний день около 1,5 тысячи книг религиозной тематики хранятся в библиотеках исправительных колоний ЗКО.
– На сайте областной прокуратуры есть специальный раздел, где вывешен список запрещенной религиозной и экстремистской литературы. Помимо этого, каждая книга религиозной тематики, поступающая в исправительные учреждения к заключенным, проходит через теологов, дающих заключение о содержании книги, несет ли она в себе экстремистские идеи и призывы, – поясняет главный специалист областного управления по делам религий Азат Айболатулы.
Как говорят сами сотрудники ДУИС, заключенные читают исторические романы, многие читают обычные сказки. Молодежь неохотно читает, в основном, услугами библиотек пользуются люди постарше и у кого большой срок заключения. В таких местах чтение не очень популярно. Большую работу наравне с сотрудниками ДУИС проводят представители общественного объединения «Атырау Жас өрендері» от областного управления по делам религий. В целях усиления профилактики религиозного экстремизма и терроризма в учреждениях уголовно-исполнительной системы общественники проводят лекции с осужденными по повышению правовой грамотности, разъяснению правил и системы государственной социальной помощи осужденным. Кроме этого, проводятся и индивидуальные информационно-разъяснительные беседы, направленные на формирование иммунитета к радикальной идеологии и на радикализацию заключенных, а также их семей.
– На сегодняшний день в литературном фонде трех библиотек исправительных учреждений РУ-170/1, РУ-170/2 и РУ-170/3 имеется порядка 14 тысяч книг исторического, художественного жанров. Есть религиозная литература, около 1,5 тысячи книг, которые прошли соответствующую проверку на предмет наличия в ней экстремистских идей и высказываний, пропаганды экстремизма и терроризма. Мы тщательно следим за тем, чем занят заключенный в свободное от работ время, что читает, что смотрит, с кем общается, тем более за теми, кто отбывает наказание за террористические и экстремистские преступления, – говорит главный специалист группы по воспитательной и социально-психологической работе с осужденными ДУИС по ЗКО Тимур Дуйсалиев.
Читают в колонии общего режима и такие книги, как уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, жилищный, семейный кодексы и законы, что не понимают, объясняют специалисты. Это связано с насущными проблемами заключенных, у которых сроки заключения не такие большие, и многие понимают, что еще не все потеряно.
Жанна БАЛЫКОВА
zhaikpress.kz