Тут и там в городских витринах, особенно в летний период, можно увидеть рекламу соблазнительного нижнего белья и купальников, демонстрирующегося с плакатов не менее соблазнительными манекенщицами. Мы настолько привыкли к ней, что перестали обращать внимание, вместе с тем, не задумываясь, к чему ведет подобная фривольность и заигрывание с либеральными ценностями.
Старшее поколение, конечно же, вспомнит, что в советское время ничего даже отдаленно похожего нельзя было себе представить. Более того, молодое поколение, чьи детские и юношеские годы пришлись на зарю Независимости, также скажет, что в то время в витринах модных магазинов и газетных киосков не было даже намека на изображения красавиц кукольной внешности в открытых слипах или кружевных бэби-доллах. Сейчас же это явление стало не только в порядке вещей, но и приобрело массовость, что не может не вызывать беспокойство.
Женская красота во все времена вдохновляла художников, поэтов и других творцов культурного наследия, достаточно вспомнить картины и скульптуры эпохи Возрождения, полотна Рубенса и Дега. Однако если в искусстве обнаженная натура воспринимается, прежде всего, в контексте содержания и сюжетного наполнения произведения, то вид полураздетых манекенщиц, чьи прелести едва прикрыты кружевными кусочками ткани, вряд ли может расцениваться иначе, чем проявление пошлости. Более того, «обнаженная реклама» пробуждает вовсе не эстетические, а плотские чувства, выставляя на передний план важность телесных удовольствий и нивелируя духовную составляющую жизни человека. Психологи отмечают, что подсознательно такая реклама внушает женщинам мысль о том, что в жизни достаточно иметь красивое, соблазнительное тело, которое можно предложить мужчине в обмен на безбедную жизнь. Они невольно начинают сравнивать себя с общепринятыми, а на самом деле навязанными стандартами – отсюда и увлечение пластическими операциями, «уколами красоты», различными косметическими ухищрениями, над которыми работает целая мега-индустрия производителей косметики и услуг в этой сфере по всему миру. И задача этой индустрии – удержать клиента, то есть постоянно заставлять женщин гнаться за достижением «идеала». Кроме того, столь открытая демонстрация женского тела на рекламных плакатах приводит к тому, что женщины начинают отдавать предпочтение более открытой одежде и в повседневной жизни. Тому, что за этим кроется и насколько некрасиво выглядит, уже было посвящено немалое количество дискуссий.
Не менее разрушительно подобная реклама действует и на мужскую психику, подсознательно формируя у сильного пола восприятие женщины не как жены, матери и хранительницы очага, а как партнерши для плотских удовольствий. Таким образом, мужчина начинает выступать не в качестве человека разумного, а в качестве самца-завоевателя, у которого честь, мужество, верность слову и благородство, ценившиеся традиционно во все времена, отходят на второй план. И, как результат, проблемы нашей современности – снижение ценности брака и семьи, увеличивающееся число разводов, так называемые свободные отношения «без обязательств», нежелание нести ответственность за судьбу потомства, потребительское отношение мужчин к женщинам и женщин к мужчинам, завышенные требования и претензии к партнеру, измены и многое другое, что характеризует общее крушение нравственных идеалов и принципов.
В мировой науке есть такое понятие, как «Окно Овертона», введенное в оборот юристом и общественным деятелем Джозефом Овертоном. Термин используется преимущественно для обозначения техник и практик сознательной манипуляции рамками общественной дискуссии. Какой-либо парадоксальный факт или явление в этой концепции проходит стадии «немыслимо – радикально – приемлемо – разумно – стандартно», завершаясь в итоге «действующей нормой». Подразумевается, что таким образом можно исподволь привить современному обществу самые неоднозначные и шокирующие идеи, которые будут приняты массовым сознанием и доведены до состояния «действующей нормы». Сюда относятся легализация однополых браков и наркотиков в некоторых странах, явление чайлдфри, отношение к нетрадиционным религиозным течениям и многое другое. И, судя по всему, безнравственная «обнаженная реклама» давно стала в нашем обществе «действующей нормой» вместе со всеми своими негативными последствиями.
Не все наши жители воспринимают такую рекламу обыденно, полагая, что ничего предосудительного в ней нет. Многие высказываются и за запрет на демонстрирование «обнаженной рекламы» на улицах города, обязательную цензуру. Действительно, в отечественном законодательстве нет никаких ограничений по этому поводу, более того, в Законе РК «О рекламе» статье 11, ч.1-1 прописано, что оформление витрин и окон торговых точек образцами реализуемой продукции к объектом наружной (визуальной) рекламы не относится. Однако нельзя не согласиться с тем, что и сами продавцы, выставляя подобные образцы в витрину, должны ответственно подходить к этому, если не со стороны закона, то со стороны морали и духовно-нравственных ценностей.
В то же время родителям необходимо донести до своих детей мысль о том, что здоровое и гармоничное тело – это хорошо, но демонстрировать его на всеобщее обозрение – не в традициях общества.
Феликс БАЮКАНСКИЙ, ветеран труда:
– Я считаю, что такая реклама отрицательно действует на психику человека, особенно подрастающего поколения, разрушает ее. Есть определенные этические нормы, нормы человеческого общежития, которые необходимо соблюдать. Такая фривольная визуальная реклама бросается в глаза и, на мой взгляд, является недопустимой в общественных местах. Поэтому нужно с ней бороться не только компетентным органам, исполнительной власти, но и широкой общественности. Необходима цензура, чтобы все это было согласовано и утверждено прежде, чем будет выставлено на всеобщее обозрение.
Татьяна ПРОХОРОВА, житель города:
– К сожалению, так называемая «обнаженная реклама» сыплется со всех ресурсов, ее видно не только на улицах города и в витринах магазинов, но и в интернете, на страницах печатных СМИ, независимо от того, уместно это или неуместно. Меня, как родителя, такая ситуация беспокоит. Какие-то меры должны приниматься в этом отношении. Думаю, что человек в первую очередь должен думать о повышении своего культурного, нравственного уровня, человеческого потенциала, а не сводить все до низменных инстинктов.
Алихан КАИРОВ, региональный координатор общенационального движения «Казахстан-2050» в ЗКО:
– На рекламу нижнего белья в наше время без стыда не взглянешь. Получается, что мы, молодежные лидеры, активисты ведем большую работу по пропаганде духовно-нравственных ценностей среди наших сверстников, а такой маркетинговый ход и предпринимательское решение сводят на нет наши усилия. Думаю, что если нет возможности официального запрета, то за дело по профилактике таких явлений нужно взяться общественности. Не нужно выставлять на всеобщее обозрение такие плакаты и рекламную продукцию, на которые даже взрослым стыдно смотреть. В культурах всех этносов во все времена ценилась женская скромность. А сейчас мы видим, что девушки носят открытую одежду, пьют пиво и курят, ведут себя развязно. Нужно этому всячески противодействовать, чтобы привычным образом жизни были традиционные ценности, скромность и целомудрие.
Галина Самойлова