В последние годы Казахстан активно инвестирует в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест в сфере автомобилестроения. Это открывает новые перспективы для экономики страны, снижая зависимость от импорта и создавая возможности для экспорта отечественной продукции на внешние рынки. «Astana Motors» – один из лидеров отечественного автопрома, который активно развивает производственные мощности, внедряет новые технологии и расширяет модельный ряд. Чтобы показать производственный процесс на своих заводах, компания организовала региональный медиатур для представителей СМИ и блогеров,где участники посетили действующий завод Hyundai Trans Kazakhstanи два строящихся завода — мультибрендовый Astana Motors Manufacturing Kazakhstan и технопарк автокомпонентов Astana Motors Engineering.
Фото:astana-motors.kz
Конечно, вникнуть в процесс полного создания автомобиля за один день невозможно, ведь это сложный и многогранный процесс, требующий высококвалифицированных специалистов, современных технологий и четкого взаимодействия множества подразделений. Однако, то, что удалось увидеть своими глазами во время пресс-тура, настоящий производственный бэкстейдж от первой заклепки на первой детали будущего автомобиля на заводе Hyundai Trans Kazakhstanдо современного авторитейла на примере экосистемыMycar, действительно впечатляет и дает яркое представление о масштабе, уровне технологий и потенциале казахстанского автомобилестроения.
Качественно и надежно
Стоит отметить, что экскурсию на завод провел самCEO (Chief Executive Officer) компании«Astana Motors»Бекнур Несипбаев – яркий примерстремительноговзлета в компании. За 10 лет работы он прошел путь от менеджера по запасным частям до генерального директора, и уверенно заявляет, что на успешное развитие и процветание бизнеса влияют кадры, слаженный коллектив, часть которого работает здесь содня основания. История же самого завода Hyundai Trans Kazakhstan началась в октябре 2020 года, когда в условиях пандемии состоялся полноценный запуск с цехами сварки и окраски кузовов, окраски пластиковых деталей и склада компонентов. В процессе монтажа оборудования на новом производстве поэтапно принимали участие более 120 инженеров из Южной Кореи.
– На заводе использованы передовые производственные процессы, включая автоматизированные линии, роботизированные системы сварки и покраски, что обеспечивает высокую точность и качество сборки автомобилей. Все это позволяет нам создавать продукцию, соответствующую мировым стандартам. Hyundai Trans Kazakhstan – завод полного цикла по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность – 50 тысяч автомобилей в год. В 2022 году завод выпустил 37 205 автомобилей, в 2023 году – 48 857 автомобилей. За 9 месяцев 2024 года произведено 29 138 автомобилей. Всего с 2020 года предприятие выпустило 149 323 автомобиля. Мывыпускаем10 моделей Hyundai – Tucson, Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, i30, Bayon, i20, Custin. Методом сварки и окраски (мелкоузловое производство, CKD) освоено производство моделей Hyundai Accent, Hyundai Tucson.Все операции на заводе Hyundai Trans Kazakhstan проводят строго по утвержденному технологическому процессу Hyundai Motor Company. Каждый автомобиль проходит проверку на соответствие международным стандартам Hyundai, – подчеркнул Бекнур Несипбаев.
Год назад компания «Astana Motors» приступила к проекту по расширению производственных площадей и модернизации цехов. Цель проекта – автоматизация ключевых процессов, увеличение производственной мощности мелкоузлового производства с 12 до 24 тысяч автомобилей в год для запуска производства новых моделей. Летом 2024 года завершился первый этап модернизации, включивший в себя строительство нового цеха и цеха PDI (pre-delivery inspection/предпродажная подготовка). Результат: площадь производства Hyundai Trans Kazakhstan увеличилась на 6 тысяч кв.м, что расширило общую площадь завода до 40 тысяч кв.м.
– В ходе второго этапа модернизации, запланированного на декабрь 2024-март 2025 года, на предприятии будут реконструированы и модернизированы цеха сварки, окраски и сборки, а часть производственного процесса будет роботизирована. Объем инвестиций в завод после завершения второго этапа модернизации составит 47,6 млрд тенге. Сейчас количество рабочих мест – 1300, в 2025 году штат сотрудников Hyundai Trans Kazakhstan возрастет до 1700 сотрудников, – сообщил гендиректор компании.
Завод, действительно, впечатляет своими масштабами – это современный производственный комплекс, включающий в себя несколько производственных цехов, где обеспечен такой строгий уровень контроля, который исключает вероятность дефектов на каждом этапе. Особое внимание ко всем деталям процесса позволяет убедиться, что производство не только высокотехнологично, но и высокоэффективно. В ходе медиатура участники прошли весь путь рождения нового авто – от сварки и окраски кузова, сборки панелей, сидений, двигателей, дверей, крышек багажника и других частей до запуска двигателя готового автомобиля – и это непередаваемые ощущения. А также узнали, что на рождение одного автомобиля уходит в общей сложности 17 часов!
Кроме технологической оснащенности, большое внимание уделяется подготовке и квалификации сотрудников. Специалисты на заводе имеют высокий уровень знаний и навыков, что позволяет эффективно работать на современных производственных линиях и решать любые задачи, связанные с производственным процессом. От инженеров до рабочих на сборочных линиях – каждый играет свою роль в создании качественного продукта. Работник цеха сборки Даниил Суволов рассказал о таких важных факторах,как комфорт, обучение и перспективы карьерного роста, которые положительно влияют на мотивацию и удовлетворенность работой сотрудников.
– Работаю на заводе больше полугода, есть доставка на работу и обратно, что очень удобно, бесплатное питание. Приезжаю на работу к 7.30 утра, рабочий день с 8 до 17 часов дня, через каждые два часа перерыв на 10 минут, есть обеденный час. Каждые две недели проходит ротация, которая позволяет развивать широкий спектр навыков, работая на разных участках, и помогает избежать однообразия. Если ты демонстрируешь хорошие результаты, выполняешь свою работу без нареканий, то есть перспективы карьерного роста. Успел поработать уже на четырех участках. Сейчас в мои функции входит: обшивка заднего багажника, установка пластикового корпуса коробки передач и уплотнительной резинки, где важно, чтобы детали точно соответствовали друг другу и не имели зазоров, так как это может повлиять на общую герметичность и качество автомобиля. Работатребует внимательности и точности, так как даже небольшие неточности в установке могут привести к дальнейшим проблемам, таким как шум в салоне или утечка воды, – отметил работник завода.
Завод будущего
Участники медиатура побывали и на строительной площадке нового мультибрендового завода полного цикла Astana Motors Manufacturing Kazakhstan в индустриальной зоне г.Алматы, который уже в апреле 2025 года начнет производить автомобили нескольких ведущих конкурирующих китайских брендов – Chery, Changan и Great Wall Motor (Haval и Tank). Он станет уникальным предприятием не только для Таможенного союза, но и для всего мира.Весь объем автомобилей компания будет производить мелкоузловым методом, то есть с нуля, начиная со сварки кузова. Это единственный завод на территории СНГ, где цеха сварки и сборки находятся на разных этажах, и первый завод на территории РК с автоматическим складом-распределителем кузовов.Между тремя участками завода проложен тоннель длиной более 60 метров, который служит выездом на тестовый полигон и складом готовой продукции.
– Его производственная мощность: 90 тысяч единиц в год, на заводе будут производить 9 моделей автомобилей. В настоящее время согласованы с брендодержателями к производству следующие модели: Сhery Tiggo 2, Haval Jolion, Tank 300. На стадии согласования – Changan CS55. Полная модельная линейка завода будет представлена перед пилотным запуском производства.Стоимость проекта: 182 млрд тенге, из которых 30% – собственные средства Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, 70% – заемные возвратные средства на 15 лет по ставке 9% годовых. Рынок сбыта: 40 % продукции будет реализовываться на казахстанском рынке, 60 % – отправляться на экспорт, – отметил директор завода по производству легковых автомобилей Hyundai Trans Kazakhstan Максим Тарасов, который возглавил строительство нового завода.
Территория завода – 309 тысяч кв.м, на производственных площадях расположены три полуавтоматизированных цеха сварки, три линии сборки, также частично роботизированные, по одному автоматизированному цеху окраски кузовов и пластиковых деталей. В цехе окраски кузовов расположено 9 катафорезных ванн и 34 робота и атомайзера последнего поколения. Площадь самого завода – 211 тысяч кв.м, который строится силами казахстанских инженеров и строителей, только 10% составляют приглашенные инженеры-консультанты, профильно специализирующиеся на строительстве автозаводов.Более 50% материалов, используемых при строительстве, казахстанского производства, а по некоторым позициям доля достигла 100% – это бетон, арматура, трубы, вентиляционные короба.Оборудование для завода осуществляют компании Китая, Германии, Швеции, Швейцарии, Франции, Японии и других стран. Завод активно внедряет технологии для минимизации воздействия на окружающую среду, включая системы фильтрации воздуха и воды, а также энергосберегающие технологии.
На заводе созданы все условия для спорта и развития будущих работников, которых планируется набрать не менее 3600 человек до конца 2025 года: спортивные залы для занятий футболом, волейболом, настольным теннисом, боксом, борьбой, тренажеры для фитнеса, конференц-залы, библиотека, столовая на 1100 посадочных мест, раздевалки и душевые. Сейчас на сайте завода можно подать заявку на вакансии даже 18-летнему молодому человеку, который умеет читать инструкции и выполнять их, всему остальному компания обещает выучить сама. Главное – желание работать и учиться новому.В общей сложности в автомобильном кластере, который компания основала в индустриальной зоне Алматы, к концу 2025 года будут работать 5,5 тысячи специалистов.
Близ действующего завода Hyundai Trans Kazakhstan на площади в 100 тысяч кв.м. строится технопарк автокомпонентов Astana Motors Engineering, который включает в себя три завода по производству автомобильных сидений,электронного аудио- и видеооборудования для автомобилей,резиновых и пластиковых изделий для автомобилей (пластиковые детали, подкрылки, брызговики), а такжелогистический хаб. Вся продукция технопарка будет поставляться на завод Hyundai Trans Kazakhstan и другие автомобильные заводы Казахстана.Уже введен в эксплуатацию завод по производству мультимедийных систем – это высокоточное производство, требующее компетенций первоклассных специалистов в области цифровых технологий, в инженерном деле. Кстати, собирают мультимедиа только девушки, а в меню уже интегрирован казахский язык.
– Внедрение местных комплектующихпоможет снижать издержки и при этом повышать качество продукции, что в итоге принесет пользу не только предприятиям, но и потребителям. Ведь локализация всегда влияет на цену. Например, запуск завода по производству сидений позволит выпускать свои автокресла, что снизит цену на автомобиль на 80 долларов. И это только одна своя комплектующая деталь в производстве машин.Наша ключевая цель – создание цикла производства с высокой долей локализации, – уточнил гендиректор «Astana Motors».
Mycar– бренд KZ
Ну и изюминкой медиатура стал крупнейший в Центральной Азии современный автоцентр Mycar Almaty, построенный на 110 тысячах кв.м. В нем размещены официальные шоурумы таких мировых брендов как: BMW, Changan, Chery, Haval, TANK, Hyundai, Defender и Subaru. Вообще, Mycar – это целая экосистема, которая включает в себя автоцентры, мобильное приложениеи онлайн автодилера Mycar.kz, микрофинансовую организацию Mycar Finance, систему автоматизации бизнес-процессов для автоцентров Mycar Pro, франшизу Mycar.kz и интеграционное решение для кредитно-страховых партнеров Myсredit.
Mycar.kz – это уникальный казахстанский бренд, который выводит автомобильный рынок на новый уровень, а оффлайн-площадка Mycar Almaty позволяет оценить все возможности экосистемы, торгово-развлекательного центра и преимущества безопасного автошоппинга. В автоцентре можно за короткий промежуток времени воспользоваться всеми сервисами экосистемы: выгодно продать или купить автомобиль с пробегом, который прошел юридическую и техническую проверки или приобрести новый автомобиль, оформить автокредит, провести регистрацию/перерегистрацию автомобиля и оформить договоры страхования. Также на базе автоцентра клиентам доступны услуги сервисного обслуживания автомобиля.
– Mycar.kz – первый в Казахстане маркетплейс по продаже новых автомобилей. Запуск маркетплейса состоялся в июле этого года. На данный момент к платформе подключены 25 дилерских центров, предлагающих автомобили таких брендов, как Hyundai, Subaru, Chery, Changan, Haval и Tank. К концу текущего года запланировано увеличить число дилерских центров партнеров до 155. Сейчас процесс покупки нового автомобиля полностью оцифрован от выбора автомобиля до оплаты. Клиентам доступен широкий ассортимент от 6 брендов и более 30 моделей новых автомобилей, различные комплектации и цвета с указанием наличия авто в ближайшем дилерском центре. Подписание всех документов и оплата осуществляется в приложении Mycar.kz в удобном онлайн-формате. Среднее время оформления всех документов для покупки нового автомобиля с гарантией составляет 25 минут, даже не выходя из дома, – отметил директор автоцентра Айдин Каимов.
Маркетплейс Mycar.kz предлагает клиентам получить кредитные предложения от 8 банков по одной онлайн заявке. Клиент выбирает новый автомобиль, заполняет краткую анкету и, благодаря сервису Myсredit, в течение 15 минут получает окончательные решения с условиями по автокредиту от 8 казахстанских банков. Удобно, быстро и благодаря возможности выбора условий по кредиту – выгодно!
Хоть один день не смог охватить все тонкости и подробности, увиденное в процессе медиатура создает полное впечатление о стремительном развитии казахстанского автопрома. Все это подтверждает, что Казахстан уверенно движется в сторону производства качественных автомобилей, которые уже конкурируют как на внутреннем, так и на международном рынках.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz