Именно этой строчкой из стихотворения Б. Окуджавы можно охарактеризовать глубокий смысл антивоенного спектакля «Жизнь и приключения коммерсантки Анны Ф.». Он создан по мотивам пьесы немецкого драматурга Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Премьера состоялась в русском драмтеатре им. А.Н. Островского в минувшие дни.
Можно сказать, что у актеров и режиссера-постановщика (О. Малуша) получился своего рода спектакль-метафора – очень интересный и ужасающий одновременно. Такой эмоциональный всплеск об антигуманном характере войны, которая приносит не только страдания и смерть, но и уродует душу человека. Именно война является главным героем, хотя этой роли нет на сцене. Однако ее образ витает в воздухе, пронизывая все театральное действо. Во время просмотра дрожь пробирает тело, можно четко представить давящую на подсознание картину, как страшное лицо войны словно выглядывает из-под занавеса, строя рожи и расплываясь в жуткой насмешке, оголяя прогнивший рот и обнажая подноготную, что наводит неприятное, жуткое чувство. Вроде бы то, что происходит на сцене, вовсе не нравится, но с другой стороны – становится понятно, что в этом и кроется театральный замысел: показать отвратительную сущность войны. Получилось довольно мощно и даже, можно сказать, ярко. Думаю, вряд ли кто-то из зрителей, посмотрев этот спектакль, уйдет с пустотой в душе. Хотя, не скрою, что больше тяготею к «мирским» постановкам…
«Конечно, не вести речь о войне невозможно, она «читается» в пьесе, но главная идея заключается в том, что люди убили Бога. Об этом «поется» и «кричится» в финале первого акта. На сцене никто не верит в него, и люди, потерявшие Бога в себе, превращаются в страшных клоунов на сцене. Заблудшие души попадают в круги ада, из которого сложно выбраться. Эта тема важнее, а война – это уже следствие, но не причина того, что происходит с людьми. Мы призываем зрителя задуматься об этом, при этом, поверьте, не ставим никаких пропагандистских задач. Так сошлось, что созданная чуть ли не 90 лет назад пьеса стала как свежая газета, будто ее только вчера написали в передовице», – поделилась Оксана Михайловна.
Важно пояснить, что Брехт написал «Мамашу Кураж» накануне Второй мировой в расцвет фашистских лозунгов и идей. В ней описаны события, которые происходили в Германии в 17 веке на протяжении не одного десятка лет. Главная героиня пьесы мамаша Кураж (Ю. Ким, во втором составе Т. Котельникова) получила это прозвище за то, что и под пулями никогда не бросала свой фургон с товаром. Мать двоих сыновей (в роли старшего А. Юшко, младшего – Р. Джумахметов и В. Здоров) и немой дочери Катрин (А. Котельникова), которых она прижила от трех разных мужей, зарабатывает на жизнь торговлей. Долгие годы ее фургон с товарами сопровождает солдат в военных походах. Главная забота и смысл жизни – выгодно продать. Война забирает жизни у всех ее детей, но мелкая торговка ничего не меняет, она продолжает колесить по странам.
Необычно, но в спектакле есть ведущий-рассказчик
(А. Гальцева). Он присутствует на авансцене в течение всей постановки, периодически делая комментарии, мастерски исполняя песни и танцуя вместе со всеми. Выразительный женский голос усиливает восприятие, делая общую сценографию еще лучше. Прекрасна и пластика всех актеров, они как единый механизм движутся по сцене в цветах ржавчины балахонах и поют, лица загримированы до неузнаваемости. С помощью вращающейся сцены одно действие стремительно сменяется другим, единым стилем выступают лаконичные декорации и костюмы героев. Большое внимание уделяется освещению: то в светлой обстановке, то, напротив, в полной темноте, ночью с мерцанием прожектора, когда даже плохо можно разглядеть. Все это прекрасно работает в комплексе, показывая краски войны, усиливающие психологическое напряжение. Театральные приемы четко выражают жестокость и бесчеловечность военного времени. Во всем этом, наверное, и заключается сам Брехт и его пьеса, подающая сигнал тревоги, который должен постоянно звучать в сердцах людей. Режиссеру-постановщику и труппе удалось искусно передать данную атмосферу.
«Замечу, что Брехт является создателем совершенно новой формы эпического театра, и поэтому его пьесы, прежде всего, символичны. Они вне времени и пространства. К примеру, старший сын мамаши Кураж на войне зарубил четверых крестьян, за что был награжден. Однако в период перемирия за то же самое его казнят. То есть символ храбрости на войне переходит в жестокость. Второй сын – символ честности, из-за чего он и гибнет. И дочь Катрин – символ беспомощной доброты. Она немая, ведь на войне человечность, милосердие и доброта молчат. Эта роль непростая, но актриса справилась блестяще. Катрин пожертвовала собой ради того, чтобы осажденные города были спасены. Картина ее расстрела – одна из самых сильных в пьесе, она пронизывает до глубины души, заставляет содрогнуться. Матушка Кураж является символом наживы, не зря говорят, что кому-то война – мать родна. Все эти символы в постановке получились очень хорошо. Хотя, замечу, спектакль довольно неожиданный – и тематическим выбором, и режиссерским решением. Но он очень здорово сделан!» – поделилась своим впечатлением писательница, кандидат искусствоведения, доцент Галина Гурьева.
Многие эксперты назвали данную постановку большой удачей, настоящим прорывом для всего драмтеатра А.Н. Островского. По их словам, с точки зрения Брехта и взаимодействия со зрителем в новом спектакле все совпало. Нельзя не согласиться, что эта работа высокого театрального качества, производящая сильнейшее впечатление. Лично для меня было стопроцентное попадание в то, что и в наши дни есть люди, которые смотрят на войну всего лишь как на коммерцию по типу мамаши Кураж, и что человеческая добродетель, соприкасаясь с войной, капитулирует – в жестоких условиях она не приживается.
Галина Каренских,
zhaikpress.kz