Как известно, здания и сооружения, по сути, являются безмолвными свидетелями истории, которые наблюдали грандиозные события прошлых лет. В нашем Уральске их немало, однако, хочется рассказать об одном из них. Это здание общеобразовательной школы №26, построенное в год обретения Казахстаном Независимости.
Школа была сдана в эксплуатацию в январе 1991 года с опозданием на 3 месяца на средства завода «Омега». К тому же, допущенные при строительстве недочеты и нарушения, привели к тому, что в течение нескольких первых лет после открытия школы учителя и ученики зимой вынуждены были находиться в здании в теплой одежде. Причиной проблемы был и кризис 90-х, когда вся страна переживала финансовые и экономические трудности. Нелегко пришлось и первому педагогическому коллективу школы, членам которого пришлось не только сменить одну школу на другую, но и устранять огрехи оставленные «горе-строителями». В то время завуч Екатерина Ботановна Нурмашева, ныне пенсионерка, в 1993 году, после перевода директора школы Павла Подольного на другую работу, возглавила храм знаний.
– Зимой было настолько холодно, что цветы на подоконниках замерзали, а на стеклах окон был лед. Да и между собой шутили, что в спортзале можно хранить мясо, как в холодильнике. Весной снег таял, и начинало капать с потолка. Своими силами старались решать насущные проблемы. В то время зар-плату месяцами не выдавали, было очень трудно, однако я благодарна своему коллективу, который не только поддерживал меня, но и с пониманием относился в сложившейся обстановке. Из-за холода в школе многие учителя постоянно болели. Однако, невзирая на все это, педагогический коллектив объединяло одно – долг учителя перед учащимися, и каждый раз заходили в класс с улыбкой и с энтузиазмом учили детей, – делится своими воспоминаниями Е. Нурмашева.
В то время общественный транспорт ездил не так часто, как сейчас, некоторых маршрутов и вовсе не было. Поэтому, как отмечает Е. Нурмашева, в тот сложный период многие учителя и дети ходили в школу пешком. Опасность представляли вблизи проходящие железнодорожные пути, через которые переходили многие школьники. Бывали и случаи, когда грабили учителей под «омеговским» мостом. Выхватывали из рук пакеты, сумки и убегали. Было и страшно, и смешно: грабители не знали, что в сумках лежали обычные тетради учеников, которые педагог забирал к себе домой для проверки.
Спустя время Казахстан, пройдя кризис, начал стабильно развиваться и демонстрировать всему миру масштабные положительные изменения во всех сферах. Это, безусловно, связано и с мудрой, и дальновидной политикой Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, благодаря которому страна не только шагнула далеко вперед в своем развитии, но и сохранила самое ценное – мир и согласие многонационального народа.
Не стояла на месте и общеобразовательная школа №26, которая, как и республика, стала претерпевать положительные изменения. Был решен вопрос с отоплением, протечкой, обновилась материально-техническая база.
Воспитание подрастающего поколения всегда оставалось важной задачей общества, ведь дети – будущее каждой страны. Одним из направлений воспитательной деятельности школы являются экологические экспедиции, которые позволяют не только узнать ближе родной край, но и подробно изучить его историю. С 2000 года в школе действует группа «Эколог», которая занимается проблемами малых рек, изучением растительного и животного мира Западно-Казахстанской области, а первую экологическую экспедицию Екатерина Ботановна организовала в 2002 году под девизом: «Планете – Зеленый Парус!». За прошедшее время было много побед на городских и областных соревнованиях научных проектов, немало побед на республиканских. На протяжении 19 лет было совершено много экспедиций, исследованы пески Аккумы, озера Чигрин, Песчаное, реки Ембулатовка, Быковка, Рубежка, Куагаш, пойменные озера реки Урал. В походах выходного дня были изучены городские реки – Ревунок и Баскачка.
К сожалению, второй год подряд пандемия коронавируса вносит свои коррективы, которые не обошли стороной и школу №26. В связи с этим экологические экспедиции на сегодняшний день приостановлены и, как отмечает руководство школы, в постпандемический период они обязательно возобновят старую добрую традицию.
Сегодня общеобразовательная школа №26 оснащена 10-ю интерактивными досками, 70-ю компьютерами и ноутбуками. Проектная мощность школы расчитана на 1296 учеников и имеет 40 учебных классов. Как отмечает директор школы Ляззат Кастуганова, благодаря всесторонней поддержке со стороны государства, учебное заведение имеет все возможности для плодотворного обучения и развития школьников.
– Современная школа должна эффективно выполнять запросы всех участников образовательного процесса, государства и общества в целом. Как известно, обретение независимости неразрывно связано с выдающейся личностью Первого Президента – Елбасы. За годы независимости система образования претерпела значительные положительные изменения. Так, например, в прошлом учебном году в школе внедрили такие проекты как «Students at school» и «Сounsalt a specialist». «Students at school» – когда студенты пришедшие на практику, полностью входят в систему школьного образования, а «counsalt a specialist» – это когда школа приглашает лучших специалистов для работы с учениками, учителями. Кроме этого, для мотивации старшеклассников проводили онлайн-встречи с представителями успешной молодежи, с обладателями государственной стипендии «Болашақ». Думаю, что благодаря этому некоторые выпускники 2020-2021 учебного года выиграли гранты на обучение в казахстанских вузах, в университетах РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Этого всего не было бы, если государство не поддерживало. Уверена, это достижение нашей независимости и авторитет Казахстана на мировой арене, – сказала Л. Кастуганова.
Онлайн-учебники, облачная система обучения, виртуальные лаборатории, персональный ID каждому ученику, открытый образовательный контент – все это ждет образование Казахстана в самом ближайшем будущем. Цифровизация, на которую страна взяла курс – один из ведущих трендов в процессе реформирования этой сферы. Как отмечает заместитель директора по учебной работе Даурен Кемешев, в рамках подготовки к новому учебному году в школе №26 был организован семинар «ІT-компетенции и развитие цифровой грамотности». В течении трех дней, педагоги школы изучали различные интернет-платформы (обучались работе на платформе Google, организации обучению на доске Padlet, конструктору интерактивных заданий learningApps, Kahoot приложения для создания образовательных тестов, игр и викторин) для улучшения и разнообразия обучения.
– Также рассматривали и изучали платформу для создания различных интеллектуальных заданий Quizizz, проводили работу с интеллект-картой или Mindmup, организацию обучения на основе платформы Trello, изучили работу с изменениями на образовательной платформе Bilimland. На сегодня перед нашими учителями поставлены конкретные задачи по подготовке и реализации научных проектов с учениками, работе по полиязычию, школьных предметных олимпиад и т.д., – сказал Д. Кемешев.
За годы независимости Казахстан добился больших успехов в самых различных сферах. Безусловно, республика добилась значительных результатов в развитии системы образования, которая позволяет воспитать достойных граждан страны.
Жадыгер Кусайнов,
zhaikpress.kz