Черное золото – проклятье или благо? Нефтедобывающий сектор одна из самых губительных для экологии отраслей, а что имеет народ, живущий в регионе, где работают крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, кроме убитой экологии и прогрессирующих на этом фоне болезней? Почему, несмотря на то, что на Западе Казахстана расположены самые крупные месторождения нефти и газа, уровень жизни населения остается по прежнему низким? Как сделать так, чтобы недра стали действительно народным достоянием, рассказали на тренинге для НПО и представителей СМИ, организованном Гражданским ресурсным центром.
В начале тренинга собравшимся продемонстрировали документальный фильм, съемки которого проходили в областях, где находятся главные месторождения Казахстана – Кашаган, Тенгиз, Карачаганак, которые дают почти 70% от общей нефтедобычи по республике. По сегодняшней стоимости на каждого жителя этих регионов приходится по 35 тыс. долларов в год. Несмотря на такое богатство люди страдают от плохой экологии и сопутствующих болезней. Спикеры, привлеченные в качестве экспертов, отмечают рост онкозаболеваний, сердечно-сосудистой системы и других патологий, которые раньше было принято считать возрастными, но с каждым годом эти болезни диагностируют у совсем молодых людей. Авторы фильма показали всю бедность народа, отсутствие дорог, высохшие и превратившиеся в пустынные участки земли, где некогда были поля и леса, села, жизнь в которых стала невозможной из-за того, что там больше нет воды. На фоне этого отчеты компаний о выделенных миллионах долларов на социальную сферу. В чем же причина такого дисбаланса и почему в богатых углеводородами областях такая ущербная инфраструктура и низкий уровень жизни населения? Эксперты считают, что причина в неправильном расходовании нефтяных денег. Государство вместе с нефтяными компаниями ежегодно составляют план улучшения социального состояния этих областей, а недропользователи перечисляют сотни миллионов долларов на социально-инфраструктурные проекты, но куда и как тратятся эти деньги? Авторы фильма показывают спорткомплексы, стадионы, ипподромы, дворцы и театры, простаивающие впустую, которые были построены на деньги недропользователей. Несмотря на реконструкцию и строительство новых больниц, реальностью остается неудовлетворительный уровень медицинского обслуживания населения, постоянная нехватка врачей и низкая их квалификация. Компании выделяют деньги на медицинское оборудование, но специалистов, которые смогут на нем работать – нет. На деньги нефтяных компаний можно обучить медиков в лучших вузах и решить нехватку квалифицированных медицинских кадров. Привлеченные эксперты считают, что процесс распределения денег недропользователей должен быть прозрачным и все проекты необходимо согласовывать с общественностью, которая также должна иметь доступ к данным – сколько денег поступило, сколько и на какие проекты было потрачено. Но, к сожалению, сложилась иная практика и широкому кругу общественности доступа к распределению этих ресурсов нет. Директор института национальных и международных инициатив развития ОФ «ИНМИР» Светлана Ушакова рассказала собравшимся о имеющихся НПА и рабочих инструментах, которые помогут сделать процесс распределения денег недропользователей максимально прозрачным и доступным для широкого круга.
– Стоит четко понимать, что деньги, выделяемые недродобывающими компаниями, не являются их жестом доброй воли или благотворительностью. Все затраты на социально-инфраструктурные проекты СИП, реализуемые за счет компаний недропользователей возмещаются государством. То есть деньги, выделенные в рамках социальных инвестиций в последующем возвращаются компании, в виде казахстанской доли добытого сырья. Поэтому общественность имеет полное право знать, на что и как расходуются эти деньги. Это наши с вами деньги, и мы вправе требовать, чтобы эти инвестиции были направлены на решение действительно острых проблемных вопросов. То, что компании отчитываются о выделении средств на различные благотворительные мероприятия или проведения праздников никакого отношения к СИП не имеет, это их личное право участия в подобных проектах. А финансирование СИП региона – это обязательное условие. Добывающие компании в Казахстане обязаны ежегодно финансировать социально-экономическое и инфраструктурное развитие регионов, в которых работают их предприятия. Эта деятельность регулируется ст. 129 Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Для осуществления конкретных проектов недропользователи могут выделять средства напрямую. Также они могут перечислять их в местный бюджет для дальнейшей реализации тех или иных проектов на местах. Данные о них, согласно инициативе ИПДО, недропользователи должны публиковать в открытом доступе. ИПДО – инициатива прозрачности добывающих отраслей – общемировой стандарт, который способствует открытому управлению и подотчетности в секторах нефтяных, газовых и минеральных ресурсов. Реализация ИПДО осуществляется в Казахстане и проект имеет высокий статус международного, политического и антикоррупционного характера и направлена на прозрачность доходов компаний и правительства в добывающем секторе, доступная населению. На законодательном уровне закреплена нормативная база, обязывающая недропользователей соблюдать условия Меморандума о взаимопонимании Инициативы и предоставлять отчетность по налогам и другим платежам в бюджет страны, подтвержденную аудитом в соответствии с международными стандартами. Кроме этого, из республиканского бюджета на ежегодной основе выделяются средства для изготовления национальных отчетов по ИПДО, осуществляемой независимой аудиторской компанией, привлекаемой на конкурсной основе в соответствии с законом о государственных закупках, – рассказала спикер.
Узнать, сколько инвестиций было выделено в каждом отдельном регионе, можно на сайте Зерттеу. https://zertteu.org/, где публикуется обзор социальных инвестиций добывающих компаний. Местное население, по логике, является конечным бенефициаром таких социальных инвестиций, поэтому участие граждан в процессе реализации социнвестиций должно являться одним из важных элементов обеспечения эффективности вложенных средств. Отсутствие прозрачности и общественного участия повышает вероятность неэффективного использования финансов, выделенных компаниями на социально-инфраструктурные проекты и повышает возможные коррупционные риски. Раскрытие контрактов является одним из наиболее важных шагов для стран, реализующих ИПДО, так как направлено на более эффективное управление добываемыми ресурсами. Прозрачность контрактов способствует установлению конструктивных отношений между гражданами, компаниями и Правительством, исключает конфликтные настроения и способствует стабильности в этом секторе.
– На сайте ИПДО располагается вся информация о недродобывающих компаниях, объемах инвестиций и реализованных проектах. Но на этапе обсуждения проектов информации нигде нет, в результате чего региональные общественные институты остаются в стороне и деньги, выделенные на социальную сферу, распределяются МИО по своему усмотрению, местное население не участвует в выборе объектов инфраструктуры. ИПДО представляют несколько сторон: Правительство, компании, общественные организации, МИИР и МИОР. Общественные организации, занимающиеся ИПДО представлены диалоговой площадкой, которая определяет основные приоритеты и выдвигает кандидатов в Национальный совет, которые будут принимать решения. В Национальном совете решение принимаются консенсусом, то есть, если большинству членов совета не нравятся те предложения, которые выдвигают компании или МИО, они могут отклонить их. Диалоговая площадка – неформальное объединение, куда могут вступить любые общественные организации. Наши страницы есть в социальных сетях, можно к нам присоединиться и вносить свои предложения и задавать вопросы. По такому же образу и подобию необходимо создавать комиссии при областных Общественных советах, которые будут заниматься мониторингом социальных и инфраструктурных объектов. Каждые три года проходит валидация, то есть оценка страны международным секретариатом, международным правлением – они приезжают, смотрят документы, встречаются с общественностью и, если будет выявлено, что общественные институты не допускают к участию в ИПДО, то страну могут исключить из данной инициативы, как это произошло с Азербайджаном, где государственные органы ограничивали гражданское сообщество в доступе к участию в ИПДО. Законодательные нормы права есть, участие общественности четко прописано, поэтому, требуйте от общественных советов создания отдельной комиссии по ИПДО куда могут войти представители Общественных объединений, прозрачности в ее работе и контролируйте распределение доходов от недр, – подытожила Светлана Ушакова.
По окончании тренинга представители НПО задали свои вопросы по текущей ситуации в Западно-Казахстанской области, которые касались строительства полигонов ТБО. На что спикер ответила, что западноказахстанцы вправе требовать, чтобы СИП были направлены на решение данной проблемы.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz