4.04.2024, 12:45
Просмотры: 165

Буллинг – определенная форма насилия

Со стороны государства уделяется повышенное внимание защите детства, Правительство принимает законодательные меры по защите детей от насилия. В своих выступлениях Глава государства неоднократно подчеркивал недопустимость буллинга. О том, что такое буллинг, чем он опасен для подростков, как распознать, что ребенок подвергается нападкам в учебном заведении, и какие меры следует предпринять родителям и педагогам для недопущения подобного явления, в интервью нашему изданию рассказала помощник прокурора области, психолог-полиграфолог Анара Кадралиева.

woman-2048905_1280

Фото: pixabay.com

– Анара Омирбековна, расскажите подробнее о том, какими законами в нашей стране защищены права ребенка?

– Согласно статье 27 Конституции Республики Казахстан детство находится под защитой государства. При этом государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, буллинга, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий –
ст. 10 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан». Органами прокуратуры уделяется повышенное внимание защите прав детей.

– Что же такое буллинг и чем он так опасен для детей?

Буллинг – это травля, проявление агрессии и издевательства, направленные на одного и того же ученика со стороны другого ребенка, а в отдельных случаях группой детей. Формами выражения буллинга могут быть вербальные оскорбления, унижения, шантаж и запугивание, создание невыносимых и неприемлемых условий для полноценной деятельности и общения. Также буллингом можно назвать клевету, непрекращающуюся критику, распространение необоснованных слухов, высмеивание, придирки, насмешки, дезинформацию, порчу личных вещей и другие формы издевательств над человеком. Стоит отметить, что все это подпадает под действие статей Уголовного кодекса – 131, 202. Буллинг, в отличие от простого конфликта или ссоры, длится долго и на систематичной основе. Именно школьный буллинг несет наиболее тяжелые последствия. С психологической точки зрения буллинг негативно влияет и на жертву, и на тех, кто ее травит, и даже на безмолвных свидетелей, которые могут либо одобрять буллинг, либо препятствовать ему в зависимости от того, чью сторону они занимают. Пассивное наблюдение буллинга можно рассматривать как молчаливое разрешение и одобрение для того, кто буллит, т.к. окружающие закрывают глаза на происходящее. В практике значительное число детей в какой-то момент были хотя бы раз вовлечены в буллинг, и, к сожалению, лишь небольшой процент детей могут сообщить о насилии взрослым. Школа – это не только образовательное учреждение, но и место, где школьник проводит большую долю времени на протяжении долгих лет: учится, знакомится, социализируется. Школьные годы считаются золотым временем в жизни ребенка, но их может сильно омрачить буллинг. Беспомощная жертва в нашем обществе далеко не всегда пробуждает сочувствие. Слабость ребенка, его унижение могут вызывать презрение и отторжение у его сверстников. В подростковой среде часто появляется негативное отношение к жертве школьного насилия по принципу «сам виноват, не может дать отпор». Ребенок же испытывает в этой ситуации полную беспомощность, безысходность, безнадежность. Им владеют страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами, стыд за свою беспомощность.  Ребенок не может самостоятельно, без помощи взрослых, защитить себя в ситуации буллинга, решить свои внутренние психологические проблемы и проблемы в окружении, сформировавшего благоприятную для насилия среду. Поэтому, в первую очередь, родителям и школьным психологам крайне важно выстроить довертельные отношения с детьми, чтобы они сразу могли заметить, что с ребенком что-то происходит.

–  В чем же причина возникновения буллинга, почему подростки  проявляют такую стойкую агрессию по отношению к своим же сверстникам?

–  Причины возникновения школьного буллинга, прежде всего, кроются в любых отличиях жертвы от других школьников. Среди наиболее распространенных вариантов причин начала травли являются индивидуальные физические и психологические особенности: низкий или, наоборот, высокий рост, излишний вес, какие-либо отличия во внешности от сверстников и так далеее. Наиболее страшной и опасной для несформированной и чувствительной психики ребенка форм буллинга, кроме непосредственного физического воздействия, является бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики.

Дети, вовлеченные в процесс буллинга, не всегда полностью осознают последствия своих действий, поэтому педагогам необходимо проводить профилактику, постоянную разъяснительную работу с привлечением сотрудников правоохранительных органов. Важно отреагировать, даже если результат воздействия на ребенка-мишень лишен на первый взгляд какого-то намерения.

–  К сожалению, имеются факты, когда учителя вовлечены только в учебный процесс и закрывают глаза на то, что в классе сложилась нездоровая психологическая обстановка, а порой и сами дают лишний повод издевок над неуспевающими учениками. Как в таких случаях быть детям, подвергающимся нападкам со стороны сверстников и их родителям?

–  Указанное свидетельствует о формальном подходе школьных психологов к работе. Хочу отметить положительную работу в данном направлении платформы «Komek Stop Bulling», внедренной во все организации образования в пилотном режиме в прошлом году. Любой ребенок может зайти на данный ресурс и оставить жалобу, причем, даже по анонимному сообщению будет проведена соответствующая проверка. На сегодня платформу посетили более 6 213 детей и родителей. По нашей области за это время поступило 758 сообщений,  по республике – 1 826. Рассмотрено более 100 сообщений о буллинге, избиениях, жалобы на учителей. В результате 5 работников организаций образования привлечены к дисциплинарной ответственности, один уволился по собственному желанию. Проект дал возможность детям быть услышанными и открыто делиться переживаниями, облегчил доступ школьников и родителей к юридической и психологической помощи, что должно способствовать снижению количества суицидов среди несовершеннолетних.

Нельзя не отметить также в качестве причин возникновения и присутствия буллинга в школах позицию отдельных педагогов, которые, имея высокий уровень осведомленности о том, какие проявления могут принимать факты травли для ученика, и к каким последствиям это может привести, в то же время не демонстрируют заинтересованности в предупреждении, пресечении таких фактов, а порой, явно игнорируя такие случаи, ограничиваясь лишь своей профессиональной деятельностью в рамках учебного процесса.

Традиционно считается, что буллингом занимаются лишь дети, но это ошибочное мнение. Травить детей могут и учителя. Насилие со стороны преподавателей можно пресечь или вовсе не допустить, но нужно знать, что делать. Притеснение со стороны учителя – это целенаправленное агрессивное преследование учителем одного из учеников, психологическое насилие над личностью ребенка в форме запугивания, унижения, физического или психологического террора. Педагогическое насилие многолико: крик, невербальное насилие, некорректная критика, оскорбление личности, прилюдное унижение, сравнение, обесценивание, оценка внешности, достатка ученика, нарушение приватности, игнорирование физических потребностей, подавление педагогом инициативы учеников, наказание за неправильный ответ, занижение оценок, игнорирование успехов ребенка, некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать и т.д., прерывание речи учащихся, привилегированное отношение к заискивающим учащимся.

–  В чем же причина такого отношения педагогов к ученикам?

–  На самом деле причины не так важны. Нет никакой разницы, травит ли учитель учеников из-за низкой самооценки или для успешного усвоения школьной программы. Насилие есть насилие. Неважно, какие цели преследует педагог, абьюз и травля – это то, что должно исчезнуть из системы образования.

К причинам, по которым педагоги в учебно-воспитательном процессе используют различные формы насилия, могут быть отнесены: особенности личности педагога, непрофессионализм, негативное отношение к детям и своей работе, незнание других способов работы с непослушными детьми. Итогом деструктивных взаимоотношений между учителем и учеником в учебно-воспитательном процессе может стать «психологически избитый ребенок», эмоционально опустошенный, с травмированной психикой. Травля школьника учителем в школе не забывается, и тяжелым грузом ложится на психологическое здоровье в будущем, отражается на его психике во взрослой жизни. В целях изучения проблемных вопросов проводится анонимное анкетирование среди учащихся города. И по итогам недавнего опроса в одной из городских школ на вопрос: «Какому насилию Вы подвергались в школе» 8 учащихся ответили «физическому», 49 – «эмоциональному». Для недопущения проявления психологического насилия со стороны педагогов нами на системной основе, помимо проверок общеобразовательных учреждений,  проводятся различные обучающие семинары, тренинги для школьных психологов и методистов, с приглашением соответствующих специалистов.

Подобные факты недопустимы и являются следствием низкого уровня правовой, профессиональной компетенции и подготовки педагогов, отсутствия должного контроля со стороны руководства образовательных учреждений. Когда учитель поднимает руку на детей, эта ситуация требует немедленного принятия мер, данные деяния подпадают под уголовную ответственность. Прокуратурой установлены факты применения работниками организаций образования физической силы в отношении учащихся. Так, в 2023 году имели место факты, когда учитель одной из районных школ в воспитательных целях нанес ремнем телесные повреждения учащимся 8-9 классов. Вожатый во время школьной линейки ударил кулаком ученика 9 класса, из протокола допроса законного представителя стало известно, что вожатый систематически применял физическую силу в отношении учащихся 9 классов. Учитель одной из школ города во время урока ударил по лицу ученика 6 класса.

– Какие еще нарушения в общеобразовательных организациях были выявлены сотрудниками прокуратуры и какие меры принимаются?

–  В нарушение пунктов 3 и 4 Приказа министра просвещения Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года №506 «Об утверждении Правил профилактики буллинга ребенка» руководителями организаций образования не утверждены ежегодные планы мероприятий по профилактике буллинга. Школы ограничиваются лишь проведением общих лекций с учащимися,  другая работа не проводится, либо практически сведена к нулю и носит формальный характер, как и в работе психологов по индивидуальной работе с детьми. К примеру, психологом одной из районных школ за 2022-2023 учебный год поставлено на учет группы риска 57 учащихся. При этом не составлены планы работы по их реабилитации, а также отсутствуют справки о проделанной работе с ними. На неэффективную работу психологов указывают и факты совершения суицидов и их попыток несовершеннолетними. Психологом склонности или потенциальные возможности совершения суицида не выявлены, работа по анализу особенностей суицидального поведения подростка не проводилась. Эффективное взаимодействие с учениками, которых буллят и с учениками, которые упорно продолжают буллить, является жизненно необходимым процессом. Касательно работы школьных психологов необходимо подчеркнуть, что, в первую очередь, психолог является связующим звеном между руководителями учреждений и детьми, а также родителями. Поэтому, крайне важно максимально освободить психологов от несвойственной им нагрузки. В среднем один психолог может принимать в день до пяти детей, при этом нужно взять во внимание обработку результатов тестирования, составление психологических заключений и разработку материалов тренингов и обучающих занятий. Школы должны иметь стратегии и программы для того, чтобы провести определенные операции после буллинга, такие как сообщение о буллинге, информирование родителей и учителей, обеспечение безопасности, решение проблемы с теми, кто был включен в буллинг, направление учеников в другие службы, если это необходимо.

Беседовала Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале