Являясь самым титулованным и старшим по возрасту среди шахматистов Казахстана, уроженец Уральска Муртас Кажгалеев до сих пор демонстрирует свежую, энергичную, творческую игру. Практически в каждой партии различных турниров он борется за победу, предлагая соперникам интересные варианты, в которых нужны знания, опыт, умение мыслить нестандартно и комбинационно.
Трехкратный чемпион Казахстана по шахматам среди мужчин (2015, 2018, 2020 годы), международный гроссмейстер Муртас Кажгалеев долгое время тренировал сильнейших шахматисток страны Динару Садуакасову и Гулисхан Нахбаеву. Пять лет прожил во Франции, где работал тренером юношеской сборной Франции, занимался с Максимом Вашье-Лагравом – одним из сильнейших гроссмейстеров Франции, чемпионом мира по блицу, вошедшим в ТОП-10 лучших шахматистов мира. С 2011 года наш знаменитый земляк проживает в г. Ташкенте, но периодически приезжает в Уральск. Тренировал юношескую и женскую сборную Казахстана, последние три года снова выступает за сборную ЗКО.
Искусство, а не игра
А между сухими строчками статистики живет человек со своими желаниями, чаяниями, надеждами, мечтами. Не будем вдаваться в шахматные подробности, но отметим, что Муртас в свои 49 лет довольно уверенно стоит на ногах как профессионал, являясь одним из сильнейших игроков Казахстана. Периодически принимает участие в мировых первенствах и занимает призовые места. Также довольно разнообразна и его тренерская деятельность – гроссмейстер занимается со спортсменами из разных стран.
– Три года назад я вновь стал играть за ЗКО, играю за сборную Казахстана, провожу мастер-классы в Уральске, стараюсь внести свой вклад в развитие шахмат на родине. В прошлом году мой приезд удачно совпал с Международным днем шахмат и мы, вместе с моей ученицей Анной Шухман (кстати, 14-летняя российская шахматистка из г. Оренбурга подает большие надежды, уже стала кандидатом в мастера спорта международного класса, призер европейских и всероссийских соревнований) провели мастер-класс для любителей шахмат. А в этом году на «Uralsk Open» я помогаю в организации 4 этапа Кубка Республики Казахстан по шахматам, и также провел мастер-класс для игроков – поделился последней новостью из своей жизни Муртас Кажгалеев. – По современным меркам играть в шахматы я начал довольно поздно. Если сравнить, то Анна познакомилась с шахматами в 3-4 года, а я только в 8 лет увидел шахматную доску. В школьные годы я, скорее, был любителем, посещал секцию по шахматам. В 24 года получил звание гроссмейстера и на протяжении еще стольких же лет играю в турнирах, побеждаю и проигрываю, но пока не сдаю позиции.
Можно уверенно сказать, что Муртас – король в шахматах – а это самая главная и ценная фигура. И самая незащищенная. Короля может «обидеть» даже пешка. Но весь смысл и цель игры как раз в наличии короля на поле битвы. Шахматы без короля – это бессмысленный набор фигур в шахматном царстве. И хотя, как признается Муртас, шахматы значат для него не все и он не самый лучший в этом деле, все же он достаточно хорош и даже лучше, чем многие, а этого можно добиться только в том занятии, которое искренне любишь.
Шахматный авантюризм
Это сегодня шахматы считаются игрой интеллектуалов, а когда-то они были под запретом. Шахматы как карты, кости и другие азартные игры, были занесены в реестр запрещенных игр. В XV—XVI веках «анафема» с шахмат была снята.
В эпоху Советского Союза шахматы были в какой-то мере политизированы и имена чемпионов знали все, даже далекие от шахмат люди. Имена Ботвинника, Алехина, Таля, Фишера, Карпова, Каспарова, Спасского знают многие до сих пор. Завораживающие поединки Карпова–Каспарова из далекого прошлого помнит и Муртас. Он из поколения 90-х, вырос в то время, когда шахматы были на пике популярности.
Закончив школу, молодой человек уже имел 1 разряд по шахматам, поэтому, не поступив в вуз, он начал работать тренером в спортивной школе, занимаясь с детьми на базе средней школы №40.
– Сейчас такой шаг нереален без высшего спортивно-педагогического образования и стажа работы. А я на протяжении двух-трех лет продолжал работать, тренируя детей в школе. Был у меня период работы тренером сборной юношеской команды во Франции, женской сборной команды Казахстана, работы в российских шахматных клубах. В спортивных ведомствах мне не раз намекали, что нужно высшее образование, что оно есть у всех. Но, именно игра в шахматы и дает мне определенную свободу не быть как все, не ограничивает меня в рамках. Благодаря шахматам, я побывал в разных странах (больше 50!) и в разных экстремальных ситуациях. Грех жаловаться, зарабатываю относительно хорошие деньги в любом случае, и для шахмат всегда есть свой особый зритель и игрок, ведь тонкости шахматной игры не всякому подвластны, – считает гроссмейстер.
В 2009 году, вспоминает Муртас, у него был пик – самый высокий рейтинг, он буквально жил шахматами, 24 часа в сутки. Он выжимал из себя максимум, но потом понял, что кардинально лучше он уже играть не сможет, и захотелось заниматься другими делами. Но до сегодняшнего дня он в отличной форме, играет в шахматы, выигрывает, не сгорел, не утонул в них, не разочаровался.
На вопрос «Не хотелось ли вам открыть в Уральске шахматную школу?», Муртас искренне восклицает «Много раз! Даже был подготовлен бизнес-план, дважды, но маленький бюджет проекта не привлек уральских чиновников, а я не осмелился затевать что-либо помпезное, так и канула пока идея в Лету». Муртас утверждает, что без государственной поддержки или меценатов сильных шахматистов не вырастить.
– Я мог бы открыть частную школу ради бизнеса, но настоящих профессионалов так не вырастить. Например, в Алматы, начиная с 90-ых годов, появилось очень много престижных шахматных школ. Шахматы стали популярны, очень много детей в них играет, но за все годы независимости в городе не вырос ни один гроссмейстер. Шахматы развиваются, но как удовольствие, а если по серьезному заниматься ими, то это потребует много сил и средств, и такое удовольствие не многим по карману.
Жизнь около шахмат
Околошахматная жизнь Муртаса полна сюжетных линий, которые вроде бы и далеки от игры, но оказывают на профессиональное развитие спортсмена колоссальное влияние, помогая выигрывать и побеждать. Например, он с гордостью рассказывает о своем марафонском забеге – в 2015 году на Московском марафоне он пробежал 42 км 195 м за 4 часа 4 минуты и 14 секунд, получив III разряд по бегу.
Летом 2016 года Муртас перед чемпионатом Азии среди мужчин в Ташкенте с целью разрядки взошел на гору Большой Чимган (Узбекистан), поднявшись на высоту в 3309 метров над уровнем моря. Кажгалеев иногда ведет блогерскую и журналистскую деятельность на шахматные и около шахматные темы.
– Я периодически стараюсь выходить из зоны комфорта. Может быть, если я не отвлекался на околошахматную жизнь, я играл бы лучше, но так уж устроен мой мозг, что ему постоянно надо переключаться. Может это и неправильно с точки зрения профессионала, но я не погружаюсь полностью в шахматы, готовясь к турнирам. Например, в 2020 году перед Чемпионатом Казахстана я снял даже короткий ролик на тему, как я готовлюсь к турниру: беру уроки вокала, занимаюсь спортом, театральными постановками, репетициями, повторяю танцевальные па, которые никак мне не поддаются, и от этого мой мозг напряженно взрывается… а потом приезжаю на шахматную игру и становлюсь чемпионом Казахстана, – рассказал Муртас. – Сейчас многим игрокам нужны какие-то особые условия для занятий, они много учатся, используя цифровые возможности, но, мне кажется, что у игроков нашего времени и была прелесть в том, что не было никакого компьютерного противника, мы сражались в реальности, на живых играх, оттачивали свое мастерство на выездных турнирах, учились концентрироваться на игре в любых условиях, чтобы добиться успеха.
«Другие звери»
– О том, почему я переехал жить в Узбекистан я уже много рассказывал. Ташкент меня привлек театральной жизнью, совсем далекой от шахмат. Я влюбился в театр «Ильхом», познакомился с артистами, поэтами, музыкантами. Вместе с ними я начал новый этап в своей жизни. Здесь я много чем занимаюсь, беру уроки вокала, танцев, пишу сценарии. В прошлом году я начал новый проект театральных экспериментов «Другие звери». Как известно, любая театральная постановка требует много ресурсов: материальных, людских, временных, а здесь мы даем возможность автору высказаться, показать свое видение того или иного сюжета. Первый вечер назывался «Люди и другие звери», вторая постановка – «Человек – это чудо». Сначала это были отрывки из разных произведений и авторские ремарки, а сейчас уже полноценный спектакль, который шлифуем, добавляем новое, импровизируем, – рассказал Муртас.
У него уже был опыт в таких театрально-музыкальных проектах, которые он ставил на основе своих текстов и стихов: «Шах, мат, рок-н-ролл». Как он признается, вначале расчет был на молодежную аудиторию, но заметил, что публика постарше с интересом посещает постановки. Можно сказать, что это для него пока как хобби, основной доход приносят по-прежнему шахматы.
– Еще у меня есть проект «Мамонты идут в школу», который существует два года. Со своими друзьями-единомышленниками, интересными личностями, я прихожу в школу, в класс. Мы рассказываем о своей жизни, кем были, кем стали, о трудностях, победах и поражениях, в некоторой степени мотивируем детей к жизни, к поиску себя, воспитываем их на примере сильных людей, – добавил шахматист. – Я и в Уральске хотел бы продолжить такое направление. Хорошая сторона моих проектов – я не зациклен на деньгах и прибыли, но в то же время это становится и минусом в развитии бизнеса, а, чтобы любая идея воплотилась в жизнь и существовала, нужны инвестиции, нужны годы работы на публику.
Планов у знаменитого гроссмейстера много, в нем жива жизненная искра, дух авантюризма, и совершенно отсутствуют пафосность, гламурность и «звездность» титулов. Муртас Кажгалеев всегда открыт новому и чувствует в себе потенциал еще на долгие годы.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz