В январе обменные пункты продали на 120,4 млрд тенге больше наличных долларов, чем купили. Чистый спрос сократился в сравнении с декабрем на 32%, в сравнении с январем 2024 года – на 37% (без поправки на инфляцию), приводит данные НБРК телеграм-канал DATA HUB.

Фото из архива сайта
Как пишет DATA HUB, снижение к декабрю, конечно, было ожидаемым: традиционно именно в ноябре и декабре фиксируются максимальные значения в году. Эффект высокой базы, одним словом. Правда, все же стоит заметить, что высокая база отдельно взятого декабря 2024 года оказалась не то чтобы особо высокой – 176 млрд тенге (минимальное среди декабрьских значений начиная с 2020 года включительно).
Другое дело – снижение к январю 2024 года. Год назад объемы нетто-продаж соответствовали одному из самых высоких уровней, зафиксированных в «несезонные» месяцы за последние пять лет (190,1 млрд тенге). То есть и в этом случае речь идет об эффекте высокой базы. Но об эффекте высокой базы, не связанном с сезонностью. Для общей информации: в январе 2024 года всплеск чистого спроса фиксировался одновременно с месячным укреплением тенге к доллару на 0,8%.
Что интересно, по итогам нынешнего января национальная валюта тоже укрепилась к доллару. И даже еще сильнее - на 1,3%, с 525,11 до 518,14 тенге за доллар. Однако на протяжении месяца официальная динамика курса доллара была довольно волатильной. До середины января он дорожал, достигнув на пике исторического максимума, – 530,24 тенге. Тренд на снижение официальной стоимости американской валюты наметился только в третьей декаде месяца.
А что с чистым спросом на другие иностранные валюты?
В январе нетто-продажи наличных евро составили 34,9 млрд тенге – плюс 89% к декабрю и плюс 62% к январю 2024 года. От наличных рублей же население избавлялось: нетто-продажи ушли в минус на 9,5 млрд тенге. Отметим, что месяцем ранее они тоже были отрицательными – минус 4,4 млрд тенге, в то время как годом ранее положительными – 4,8 млрд тенге.