Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти.
Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур. АППК предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования в сферах государственного управления.
В отличии от гражданского судопроизводства, когда рассматривались частно-правовые споры, предметом административного судопроизводства являются публично-правовые споры с участием государственного органа.
АППК объединил в себе нормы по регулированию административных процедур и нормы по регулированию административного судопроизводства.
Его главной целью, с одной стороны, является обеспечение гарантий, которые позволяют гражданам активно принимать участие в процессе принятия управленческих решений, с другой стороны, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров в вышестоящем государственном органе и административном суде.
В административном судопроизводстве применяются положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), но с особенностями, которые предусмотрены в АППК.
Например, нормами АППК предусмотрены меры процессуального принуждения, чего нет в ГПК, к которым относится денежное взыскание.
Денежное взыскание налагается на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от 10 до 100 месячных расчетных показателей. О наложении денежного взыскания суд выносит определение, копия которого вручается лицу, на которое налагается денежное взыскание.
Суд вправе наложить денежное взыскание на лицо, злоупотребляющее процессуальными правами или не выполняющее процессуальных обязанностей, в том числе в случаях представления доказательств, исполнения поручений с нарушением установленного судом срока без уважительных причин, если это привело к затягиванию рассмотрения административного дела, за каждое действие (бездействие) в размере 10 месячных расчетных показателей.
За невыполнение требования, запроса суда, неявку в суд лица, участвующего в административном деле, несвоевременное извещение суда, несвоевременное представление отзыва, неподчинение распоряжениям председательствующего в судебном заседании, нарушение установленных в суде правил, а также иные действия (бездействия), явно свидетельствующие о неуважении к суду и (или) судье, суд вправе наложить денежное взыскание в размере до 20 месячных расчетных показателей.
За неисполнение решения суда, определения суда об утверждении соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры суд налагает денежное взыскание на ответчика в размере 50 месячных расчетных показателей с указанием в этом же судебном акте срока, не превышающего одного месяца, в течение которого оно подлежит исполнению.
Уплата денежного взыскания осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня вручения определения, и оно взыскивается в доход республиканского бюджета.
Лицо, на которое наложено денежное взыскание, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от уплаты или уменьшении размера денежного взыскания.
При неисполнении судебного акта или требования суда, суд вправе наложить на лицо повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на 10 месячных расчетных показателей.
Таким образом, предусмотренный механизм рассмотрения публично-правовых споров позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, повысить эффективность работы государственных органов.
Любовь КОРСАКОВА,
судья специализированного межрайонного
административного суда ЗКО