24.08.2022, 14:59
Просмотры: 287

Деньги возьмут - водить не научат

Ни для кого не секрет, что по количеству ДТП Казахстан занимает далеко не последние строчки в антирейтинге стран с неблагополучной ситуацией на дорогах. Причин такой плачевной статистики немало, но основным фактором риска практически всегда является нарушение ПДД. Немаловажную роль в обеспечении безопасности движения играет качественная подготовка водителей, но данная сфера обучения целиком и полностью передана частным автошколам и как выяснилось контроля за качеством обучения со стороны уполномоченных органов нет.

InShot_20220824_144945762

Многие из тех, кто застал советские годы помнят, как по городу нет, нет, да и встретится грузовичок с красным учебным треугольником. Тогда обучали курсантов только в ДОСААФ процесс обучения строго контролировался и получить права было делом далеко не простым. Сейчас же учебных грузовых авто не видно, однако обучение на категорию «С» предлагает практически каждая автошкола Уральска. Грузовой транспорт представляет собой источник повышенной опасности и человек, управляющий таким транспортным средством просто обязан быть профессионалом и прежде чем получить водительские права «С» категории должен откатать определенное количество учебных часов. Вождение грузовика имеет свои особенности, машина отличается габаритами, и курсант должен овладеть всеми навыками в совершенстве. Только вот вопрос, на чем же учатся водить будущие водители грузовиков если их нет на улицах города? Между тем по информации управления комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по ЗКО за последние три с половиной года в ЗКО произошло 97 ДТП с участием грузового транспорта, в которых пострадал 121 человек. В 2019 г. зарегистрировано 31 ДТП -31 пострадавший, в 2020 г -31 ДТП – 32 пострадавших, в 2021 г - 23 ДТП –34 пострадавших, и за отчетный период 2022 г. 12 ДТП, в которых получили ранения различной степени тяжести 24 человека. Если провести сравнительный анализ количества ДТП с количеством грузового транспорта, которого в разы меньше чем легкового, то эта статистика по ДТП с участием грузовиков очень велика. Мы обратились в департамент полиции ЗКО с вопросом проводят ли они проверки соответствия учебного автопарка, имеющегося у автошкол г.Уральска, однако полицейские отметили, что данных полномочий проверить качество обучения и соответствия автопарка у них нет. То есть тот самый контролирующий сферу безопасности дорожного движения орган к контролю за обучением водителей никакого отношения не имеет. Кто же тогда может проверить качество знаний, которые дает автошкола?

АвтоЦОН автошколы не проверяет

В спец автоЦОНе, где принимают экзамены и выдают водительские права нам сообщили, что процесс обучения и соответствие автопарка сотрудники госкорпорации не проверяют, а прием экзамена полностью автоматизирован. Между тем как мы выяснили сдать на права с первого раза даже на категорию «В» мало у кого получается, большая часть курсантов не доезжает даже до середины автодрома, что как раз и является ярким показателем качества обучения в автошколах. За время нашего наблюдения за сдачей экзаменов, из 8 курсантов сдала только одна девушка, и, по ее словам, этот экзамен был третьим по счету. Новоиспеченная автоледи пояснила, что после двух неудачных попыток она нанимала частного инструктора заплатила за 10 занятий 30 тыс.тенге и только после этого сдала. Те, кто экзамен провалили также сказали, что придется дообучаться вождению с частными инструкторами дополнительно. Возникает вполне справедливый вопрос и возмущение курсантов, за что тогда они заплатили автошколе? Многие курсанты отмечают, что часов вождения в автошколах недостаточно для того, чтобы овладеть навыками езды. И это только на легковом авто. Посмотреть практический экзамен на грузовом автомобиле у нас не получилось так как на грузовике сдают только один день в неделю. Но как отметил руководитель специализированного отдела НАО «Госкорпорация правительство для граждан» г.Уральск Акылбек Умаргалиев на экзамен категории «С» приходит 10 человек, из них успешно сдают меньше половины.

InShot_20220824_144439434

– Прием практического экзамена на грузовом автомобиле на категорию «С», и грузовом автомобиле с прицепом на категорию «СЕ» проводится с инструктором, без датчиков. То есть в отличие от приема вождения на легковом авто, система не считает баллы, за допущенные ошибки. Чтобы получить право управление грузовым автомобилем необходимо сначала получение водительских прав категории «ВС1» и только через год, можно обучаться на категорию «С». В основном в автошколах обучают на категорию «ВС1», которая дает право управления транспортным средством весом до 7,5 тонн. Сюда входят грузовые газели и другие мини-грузовички. «ВС1» не дает права управления пассажирскими газелями, здесь нужна отдельная категория «Д1», категория «Д» - выдается на пассажирский автобус и получить ее можно, только имея 3 года водительского стажа и после прохождения практики в автобусном парке. За качеством обучения в автошколах мы не следим, наличие учебного автопарка не проверяем, – поясняет руководитель автоЦОНа.

Акылбек Умаргалиев также объясняет, что помимо стандартного обучения в автошколах желающие получить водительское удостоверение могут обучиться самостоятельно и прийти в автоЦОН для сдачи теоретического и практического экзамена. Но, в отличие от курсантов автошкол у самоучек есть возможность получить категорию только «А» и «В», то есть права на управление легковым автомобилем и мотоциклом, а также всего три попытки, если с трех раз сдать на права не получится, то необходимо будет пройти обучение в автошколе и только после этого будущего водителя вновь допустят до экзаменов.

– Если посмотреть статистические данные, то те, кто обучались самостоятельно показывают практически одинаковые результаты с выпускниками автошкол, просто количество самоучек значительно меньше и составляет около 20% от общего количества тех, кто приходит сдавать на права, – говорит руководитель автоЦОНА.

Также А.Умаргалиев отметил, что в настоящее время значительна упрощена процедура замены водительских удостоверений, по истечению срока и утере, теперь достаточно оформить данную услугу онлайн и прийти в специализированный отдел за готовыми правами.

Кто же проверяет автошколы?

В УКПСиСУ ГП РК, где выдаются и регистрируются все разрешения на проверку субъектов МСБ, на наш запрос о том обращались ли уполномоченные органы за разрешением на проверку автошкол ответили, что за последние пять лет таких обращений не было, соответственно никто автошколы не проверяет и качество знаний не контролирует. Через корреспондента информационного портала «Дорожный контроль» Общественного объединения «Жан Ботанов» Андрея Стариченкова, который также подключился к нашему расследованию и отправил запрос на блог акима ЗКО Гали Искаливеа нам удалось выяснить, что выдача лицензии, на данный вид деятельности, осуществляется Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан и территориальными департаментами Комитета по обеспечению качества в сфере образования МОиН РК.

– Согласно Учебному плану «Программа по подготовке водителей транспортных средств категорий "В" и подкатегории "С1"» - «Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 80 часов, из них 8 часов - на автотренажере. При отсутствии автотренажера - 80 часов на автомобиле. Согласно Учебному плану «Программа по подготовке водителей транспортных средств категории "С1" на категорию "С"» - «Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 30 часов». На основании статьи 85 Закона РК «О дорожном движении» от 17.04.2014 года №194-V государственный контроль качества учебных организации осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Для обеспечения качества осуществляемых услуг учебными организациями по подготовке водителей транспортных средств проводится внутренний контроль. Внутренний контроль качества осуществляется самими учебными организациями самостоятельно, в соответствии со стандартами подготовки водителей транспортных средств. Внешний контроль качества осуществляется профессиональными объединениями по подготовке водителей транспортных средств в отношении своих членов один раз в два года, по Западно – Казахстанской области внешний контроль осуществляется Профессиональным объединением Автошколы западного Казахстана и Профессиональным объединением по подготовке водителей транспортных средств «Самат». На основании Указа Президента Р.К. от 26 декабря 2019 года №229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля, и надзора с посещением в Республике Казахстан», проверка деятельности автошкол Департаментом полиции, не осуществляется, – значится в ответе.

InShot_20220824_145001463

Получается, что автошколы проверяют сами себя и никаким уполномоченным органом качество знаний и наличие учебного автопарка, а равно и количество учебных часов не контролируется. В интернете размещена информация о 9 автошколах г.Уральска. На сайте одной из них указана информация о пакетах обучения, стоимость обучения зависит от количества часов вождения. Так обучающийся на категорию «ВС1» за 10 вождения должен будет заплатить 45 тыс тенге, за 20 вождений уже 70 тыс. тенге, за 30 вождений цена указана в 105 тыс. тенге. Но согласно предоставленному выше ответу на запрос общественника продолжительность вождения должна быть 80 часов. Обзвонив несколько автошкол предлагающих обучение на категорию «С» мы узнали, что учебного вождения на грузовом автомобиле они не предоставляют, на вопрос имеется ли вообще грузовой транспорт менеджер одной из школ ответила, что «просто стоит, не ездят на нем». Да что там говорить про грузовые автомашины, если практически все автошколы выдают свидетельство об окончании курсов по категории «ВС1», но вождению на газелях или мини-грузовиках не учат. Так ни один из опрошенных курсантов, окончивших автошколы ни разу за время обучения, не ездил на таких машинах.

Давайте проверим

Совместно с корреспондентом портала «Дорожный контроль» Андреем Стариченковым мы под видом будущих клиентов посетили несколько автошкол, в одной из них нам сказали, что содержать Камаз стоимостью 20 млн.тенге для нескольких курсантов невыгодно. На вопрос Андрея, о том, что для качественного обучения на грузовике курсанту необходимо обязательно на нем поездить, чтобы понять габариты авто инструктор школы ответил:

– На данную категорию не так много желающих, поэтому учебный грузовик мы отдали в аренду, для грузоперевозок. Но, если вы очень хотите почувствовать габариты машины и поездить на Камазе мы предоставим вам пару вождений.

В другой автошколе, считающейся одной из самых престижных менеджер рассказала, что учебный грузовой транспорт у них есть, но учебного вождения они предоставить не могут так как автошкола находится в центре города и выезд грузового транспорта на улицы запрещен.

InShot_20220824_145124978

– Если бы нам разрешили передвижение нашего учебного автотранспорта, мы с удовольствием предоставили бы положенные часы учебного вождения на грузовике. У нас есть ЗИЛ и КАМАЗ. База очень хорошая имеются двигатели в разрезе, наши инструкторы все объясняют устройство грузового автомобиля. Теорию мы даем в полном объеме, вождение можем предоставить на кроссовере с механической коробкой передач, – сообщила нам менеджер. На наш вопрос почему курсанты не могут сдать вождение, даже на легковой машине и возможно это из-за недостаточного количества учебных часов, она ответила, что автодром автоЦона очень узкий поэтому там тяжело проехать даже опытным водителям. Таким образом посетив несколько школ мы так и не нашли учебного грузовика.

Некачественное обучение порождает коррупцию

На днях в г.Актобе была задержана преступная группа, которая организовала целый бизнес на «помощи» в получении водительских удостоверений. Не мало и наших земляков стали жертвами мошенников «помогаек», которые предлагали свои услуги, в получении водительских прав и люди отдавали им деньги. От чего происходят подобные преступления? Как известно спрос рождает предложение. Ведь если человек пройдя обучение в автошколе и получив качественные знания по теории и практике придет в автоЦон и сдаст без проблем экзамены ему и в голову не придет искать другие незаконные пути, да еще и платить за это. И совсем другое если человек не может сдать экзамены, вот тогда он ищет «помогаек».

go32_used

Все сферы деятельности, касающиеся безопасности дорожного движения никак нельзя оставлять без строго надзора дорожной полиции и работа автошкол как раз именно эта сфера. Должны быть согласованные с дорожной инспекцией маршруты для грузового учебного транспорта, осуществляться проверки его соответствия у автошкол, а также проверка количества часов учебного вождения. Ведь от качественной подготовки водителей напрямую зависит безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале