В районе Бәйтерек c рабочей поездкой побывала депутат Мажилиса, секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Снежана Имашева. В поездке ее сопровождали заместитель акима района Марат Байменов, секретарь районного маслихата Нурлыбек Хайруллин, заместитель председателя районного филиала партии «Nur Otan» Бибигуль Аметжанова, руководитель отдела образования района Серик Сафиуллин, депутат районного маслихата Бекболат Шканов.
- Это обычная рабочая поездка депутатов Мажилиса. Мы раз в квартал должны на десять или более дней выезжать в регионы и встречаться с избирателями. Каждый раз у нас разные задачи, например, с целью разъяснения законов, которые были приняты. В этот раз наша задача – получить обратную связь от населения, больше выслушать проблемных вопросов, которые волнуют население.
Было время, когда депутатам показывали только хорошие объекты или вновь построенные. Сейчас ситуация изменилась и мы посещаем проблемные объекты. Конечно, такие объекты мы посещали и раньше, но сейчас им уделяем больше внимания проблемам, требующим решения, - сказала нашей газете Снежана Имашева.
Какие же объекты посетила депутат Мажилиса в нашем районе? Первый пунктом посещения стала школа в селе Новенькое. Село и школа находятся в пригородной зоне, всего в четырех километрах от Уральска. Но состояние школы не то что не соответствует городским, но и элементарным условиям обучения детей. Школа построена в 1982 году, то есть сорок лет назад. За эти годы полноценного капитального ремонта не проводилось, только текущий. Следы такого ремонта видны повсюду. Например, отопительная система. Когда-то была проведена замена труб отопления, но проржавевшие старые трубы были заменены на трубы тоже уже побывавшие в употреблении. В то время других возможностей запустить систему отопления просто не было.
Если чуть внимательнее приглядеться к потолку, то можно заметить одну особенность: рядом с современными лампами освещения располагаются старые, возможно, еще советских времен светильники. Это тоже говорит о том, что замена ламп освещения происходит постепенно, по мере появляющихся финансовых возможностей.
Первое, что бросается в глаза при посещении школы, – это своеобразные линии на полу, покрытому линолеумом. Нет, это не линии-стрелки, указывающие младшеклассникам направление к их классам или столовой. Это скрепленные скотчем стыли линолеума, чтобы они не задирались. В классах в линолеуме образованы большие проплешины, особенно там, где чаще всего находятся ученики: у классной доски и в проходах.
В школе обучаются 282 ученика при расчетной вместимости в 119 человек, то есть уже сейчас школа переполнена практически в два раза. Анализ количества детей дошкольного возраста показывает, что уже в самое ближайшее время школе придется перейти не на двух, а на трехсменку. Нехватка помещений для занятий ощущается уже сейчас. Бывший санитарный узел переоборудован под класс, где проводятся уроки художественного труда.
Одним словом, школа нуждается в срочном капитальном ремонте. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт изготовлена, необходимо решить вопрос с финансированием. На время ремонта, по заверениям руководителя отдела образования, есть возможности не прерывать учебный процесс.
Следующим пунктом посещения стала школа села Достык, кстати, так же 1982 года постройки и также ни разу капитально не ремонтировавшаяся. В школе обучается более 800 учеников в 44классах, а для занятий имеется 24 кабинета.
Здесь картина еще более удручающая. Спортивный зал и помещения, где занимались учащиеся боксом уже сложно назвать даже помещениями. А ведь ребята, занимающиеся боксом, добиваются высоких результатов на различных соревнованиях, в том числе на чемпионатах республики. Получается, что их результаты достигаются не благодаря, а вопреки сложным условиям подготовки.
Спортзал. Плиты потолочного перекрытия с левой стороны от входа черные от протекания. Стена подними с облупившейся от обильной влаги штукатуркой также начала чернеть, на полу лужи воды.
Вот бывший класс. На подставках комнатные цветы и … Через весь бетонный пол проходит извилистая широкая трещина. Возле наружной стены пол проселна десяток сантиметров, образовав провал. На одной из внутренних стен крестообразная трещина, сквозь которую можно увидеть соседнее помещение. А на противоположной стене, словно злая ирония, стенды с художественными работами школьников и надписью «Еңселі ел, мерекеңмен!»…
Помещение, где готовились чемпионы и призеры республиканских и международных соревнований, в момент посещения больше напоминал плавательный бассейн, чем боксерский зал. Деревянный пол не просто был мокрый, он был покрыт небольшим слоем воды.
Школа не подлежит капитальному ремонту, поэтому в селе необходимо строительство новой школы. Тем более, что население села растет. Если школа выпускает 50 учеников, то принимает уже сто человек. Только в «предшколе» сейчас 99 детей. Проектно сметная документация на строительство в селе школы на 900 мест готова. Весь вопрос с выделением средств на строительство, которое оценивается в 2,5 миллиарда тенге.
Последний пункт - школа села Жалын. Старое одноэтажное, покрытое кровельным железом здание. На входе ощущаешь чуть уловимый, давно забытый многими жителями района, запах. Школа отапливается углем. Балки перекрытия, потолок, стены за долгие годы покрылись толстым слоем краски. Когда-то оно выглядело нарядным и уютным. Теперь, даже трудно подобрать слово для определения, но никак не школой – храмом знаний. Здесь планируется строительство модульной школы и также стоит вопрос о финансировании.
Кроме посещения школ депутат Мажилиса Снежана Имашева провела в селах Достык и Жалын встречи с населением. Мажилисмен сразу попросила сельчан высказаться о волнующих их проблемах. В обоих селах прозвучал вопрос о нехватки пастбищ для выпаса скота с личных подворий. В селе Достык рассказали о том, что для детей и молодежи нет условий для занятий спортом, так как отсутствуют спортивные залы и спортивные площадки. Нет в селе и нормального клуба. Действующий клуб располагается в приспособленном помещении вместе с библиотекой. Молодые учителя подняли вопрос о невозможности применять современные технологии обучения из-за отсутствия соответствующего оборудования.
Кроме встреч с населением С. Имашева провела прием граждан по личным вопросам.
По завершении рабочей поездки мы поинтересовались у депутата Мажилиса о том какие выводы и действия будут предприняты депутатами по итогам рабочей поездки.
- Сегодня мы посетили объекты образования. Проблема объектов образования актуальна для всей республики. У нас не хватает школ, остро стоит проблема трехсменного обучения, много аварийных школ. Конечно, проблема постепенно решается, но по-прежнему остается острой. Создание хороших условий для обучения детей – наша важнейшая задача.
Для решения проблем у нас есть разные инструменты. Первое. Вернувшись, каждый из нас подготовит отчет о поездки. Будет подготовлен и большой отчет от всех депутатов. Его направим в Правительство. Они подготовят ответ, в нем будет анализ, так ка одни проблемы носят общий характер для страны, другие касаются только конкретного региона или местности. На основании всего этого будут приниматься конкретные решения.
Второе. Когда мы обсуждаем законопроекты, мы учитываем то , что говорят на местах. Например, сегодня жители говорили о нехватки пастбищ. Мы обсуждаем закон о ЛПХ (личном подсобном хозяйстве). Мы говорим правительству, что не будем рассматривать этот закон, если вы не решите вопрос с пастбищами. Я сегодня слышала, чтов одном селе не хватает пастбищ потому-то, в другом потому-то. Мы ставим задачу, чтобы этот вопрос решить. Земля у нас есть, ее надо использовать, - ответила Снежана Имашева.
Николай Берендяев,
район Байтерек
zhaikpress.kz