28.01.2025, 9:45
Просмотры: 89

Дети под защитой государства

2024 год стал важным этапом в сфере защиты прав детей в Казахстане. Был принят ряд законов по улучшению условий для подрастающего поколения в сфере социальной поддержки и безопасности. Недавно депутаты Сената приняли поправки в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам культуры, образования и наставничества», которые должны кардинально изменить ситуацию с правами детей и повысить их безопасность и поддержку в Казахстане.

детская деревня (1)

В прошлом году в Казахстане приняли три ключевых закона для защиты прав детей. Первый шаг в этом направлении был сделан, когда в Закон «О правах ребенка» внесли изменения, внедряющие институт наставничества для детей-сирот. Одной из новелл документа является введение новой формы семейного устройства детей, когда ребенок, оставшийся без родителей, сразу будет направлен в профессиональную приемную семью, минуя интернат. В такой семье может быть не больше четырех детей, чтобы обеспечить каждому качественную заботу. Для регулирования института наставничества над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается обязательное прохождение лицами, претендующими стать наставниками, обучения по наставничеству, а также определяются права и обязанности центров, организующих обучение по наставничеству. По информации областного управления образования, на данный момент еще не утверждены основные положения, касающиеся обучения и оплаты наставников, поэтому сейчас еще нет таких семей.

Стоит отметить, что в Западно-Казахстанской области проект «Наставничество» стартовал еще в июне 2019 года. На тот момент между общественным объединением «Аяла Алақан» в лице председателя правления Касыма Канафина, представляющего интересы частного фонда «Дара», и коммунальным государственным учреждением «Детская деревня семейного типа» в лице директора Разии Суюнчалиевой был заключен меморандум о двустороннем сотрудничестве. В проекте принимают участие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане Республики Казахстан, желающие стать наставниками, и его реализация осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами органов опеки и попечительства, мамами-воспитателями, педагогами детской деревни.

Основная цель проекта: оказание помощи детям, лишенным родительской опеки, в раскрытии своего жизненного потенциала, помощь в формировании умений и навыков самостоятельной жизни через специально организованное общение со взрослыми волонтерами- наставниками; улучшение эмоционального состояния и повышение уверенности детей, лишенных родительской опеки; повышение их уровня общительности и инициативности, – отметила директор Детской деревни семейного типа Разия Суюнчалиева.

Она также рассказала, что есть два вида наставничества: индивидуальное и корпоративное. Индивидуальное наставничество – это обучение личным примером, практическая передача необходимых жизненных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному. В индивидуальном наставничестве с начала проекта принимали участие 14 воспитанников детской деревни. В связи со сменой места жительства как наставников, так и воспитанников, несколько пар перестали сотрудничать, осталось общение только в онлайн-формате. На сегодняшний день в детской деревне есть пять семей с наставниками, ставшими для воспитанников настоящими друзьями, которым они доверяют. Наставники обеспечивают детям поддержку и сопровождение, помогают обрести необходимые жизненные навыки и уверенность в себе, мотивируют на реализацию жизненных целей в профессиональном самоопределении и адаптации к новым условиям, побуждают ребенка критично оценивать любую жизненную ситуацию и искать конструктивный выход из нее, повышают его самооценку и настраивают на позитив.

В рамках корпоративного наставничества мы сотрудничаем с казахстанскими компаниями. Сотрудники различных предприятий и учреждений участвуют в качестве волонтеров в мероприятиях, организовывают дни открытых дверей в своих компаниях с целью знакомства детей с различными профессиями и специальностями, проводят профориентационную работу, тематические мастер-классы на базе предприятий. Вся проводимая работа по проекту продолжается и в текущем году, – отметила Р. Суюнчалиева.

В июне прошлого года вступил в силу закон, направленный на обеспечение прав женщин и безопасность детей. Он включает более 70 поправок, ужесточающих ответственность за насилие в отношении детей и обеспечивающих их безопасность. Среди нововведений – закрепление функции контакт-центра «111», который круглосуточно предоставляет помощь, а также создание института региональных уполномоченных по правам детей. Законом введена  административная ответственность за буллинг и запрет на высадку ребенка из автобуса, что повышает безопасность детей в общественном транспорте.

Еще одной новеллой стало расширение социальной помощи: теперь дети из уязвимых семей, обучающиеся в частных школах, будут получать необходимые школьные принадлежности и товары наравне с учениками государственных школ. Сейчас по стране свыше 500 тысяч детей из категории социально уязвимых, которые обучаются в государственных школах, получают помощь в рамках всеобуча. Им помогают в приобретении одежды и школьных принадлежностей, а также в оплате питания. При этом более 25 тысяч нуждающихся учеников частных школ социальную помощь не получают. По проекту местные исполнительные органы будут обязаны оказывать помощь всем школьникам из социально уязвимых семей. Форма собственности учебного заведения на получение льгот не повлияет.

детская деревня (1)

По информации областного управления образования, в 2025 году 10 236 детям из социально уязвимых семей будет оказана помощь на общую сумму 1 971,2 млн тенге из фонда всеобуча, в том числе, на обеспечение школьной формой и школьными принадлежностями запланировано потратить 473,2 млн тенге. Расходы на одного ребенка в среднем составляют 46 228 тенге. На организацию одноразового питания обучающихся в период нахождения в школе выделено 1 442 млн тенге. Согласно расчетам, стоимость разового питания для учащихся детей из малообеспеченных семей составила в среднем 796 тенге в день. Кроме этого, средства, предусмотренные из фонда всеобуча, направляются на участие детей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

По поводу расширения социальной помощи, когда дети из уязвимых семей, обучающиеся в частных школах, будут получать необходимые школьные принадлежности и товары наравне с учениками государственных школ, то пока не внесены изменения в нормативные правовые акты. В Западно-Казахстанской области в 2024-2025 учебном году функционируют 11 частных школ с контингентом 2 210 учащихся, одна школа не работает из-за отсутствия контингента. По данным управления образования ЗКО, на 2025 год из республиканского бюджета выделено 600 млн тенге для размещения государственного образовательного заказа на 949 учащихся в 4 частных организациях среднего образования. Расход на одного учащегося составляет в 1-4 классах – 459 577 тенге, в 5-9 классах – 621 473 тенге, в 10-11 классах 739 133 тенге в год.

Всего в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 227 440 детей в возрасте от 0 до 17 лет. По закону норматив штатной численности специалистов органов опеки определяется в соотношении не менее одного специалиста на пять тысяч детей, поэтому, исходя из количества детей, в регионе необходимо иметь 45 специалистов.

На сегодняшний день в области работает 31 специалист в органах опеки и попечительства – один главный специалист в областном управлении образования, в городе и районах – 15 специалистов, 15 методистов. В сентябре 2024 года были приняты на работу 12 методистов, по одному специалисту в Бокейординский, Казталовский, Таскалинский, Теректинский районы и 8 человек в город Уральск. В этом году планируется принять еще 14 специалистов в органы опеки и попечительства районных отделов образования, – уточнила главный специалист отдела воспитательной работы, дополнительного образования, инклюзивного, специального образования и защиты прав детей областного управления образования Саулеш Хамзина.

Совершенствование системы образования играет ключевую роль в улучшении социальной справедливости. Образование – это не только инструмент повышения личных возможностей, но и способ снижения социального неравенства. Если улучшится доступность и качество образования, то люди из разных социальных слоев смогут получать необходимые знания и навыки для улучшения своего положения. Повышение прозрачности государственной поддержки сделает ее более эффективной и доступной для тех, кто в ней действительно нуждается. Это будет способствовать укреплению доверия к государственным институтам и улучшению общего благосостояния общества.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале