Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения являются одними из самых обсуждаемых среди населения. В целом состояние аварийности в регионе характеризуется снижением количества ДТП на 13%, числа погибших – на 10% и пострадавших – на 30%. Основную угрозу для водителей на трассах представляет бесконтрольно пасущийся домашний скот и плохое состояние дорог. Эти и другие вопросы были рассмотрены в ходе заседания межведомственной комиссии по профилактике правонарушений под председательством акима ЗКО Гали Искалиева.
Как отметил первый заместитель руководителя ДП ЗКО Жанболат Жаншин, с начала года технически неисправные автомобили с российской регистрацией стали участниками 29 аварий, в результате которых погибли 17 человек, 45 получили травмы и увечья. Специалисты инспекции транспортного контроля уверяют, что за прошедший год они не выявили ни одного факта, чтобы пункты технического осмотра выдавали технически неисправным автомобилям талоны прохождения техосмотра. Объявленный мораторий не позволяет проверить их деятельность на предмет соответствия сертификатов. В этой связи аким области поручил соответствующим ведомствам усилить работу по контролю за проведением технических осмотров. В случае, если в результате расследования ДТП будет выявлено, что они произошли из-за того, что машина была технически неисправна, областная инспекция транспортного контроля должна предъявлять серьезные претензии к станциям технического осмотра, которые разрешили использовать транспортное средство. Также максимально увеличить размер штрафов для пунктов техосмотра, если, по их недосмотру, из-за технической неисправности авто было совершено ДТП.
– Кроме того, с наступлением летнего сезона актуальным становится вопрос ДТП с участием домашних животных. Так, за рассматриваемый период зарегистрированы 15 ДТП, в результате которых владельцам автомашин причинен материальный ущерб. Благодаря профилактике данного вида ДТП, проведенной в рамках утвержденного «Алгоритма по профилактике бесконтрольного выпаса сельскохозяйственных животных», патрульными экипажами на сегодняшний день зафиксирован 51 факт нахождения животных на дорогах области. Из них на автодороге Уральск – Атырау зафиксировано 34 факта, Подстепное – Илек – граница РФ – 6, Самара – Шымкент – 5, Чапаево – Жалпактал – Казталовка – граница РФ – 4 и два приходится на автодорогу Уральск – Озинки. Таким образом, 67% случаев бесконтрольного выпаса животных приходится на район Бәйтерек и Акжаикский район, по территории которых проходит автодорога Уральск – Атырау. Всего на автодорогах области патрульными экипажами было зафиксировано 793 головы скота. Одной из мер, предусмотренных алгоритмом, является изъятие с автодорог и водворение в загоны бесхозного скота, – сказал Ж.Жаншин.
Как отметил докладчик, в этих целях на местах местными исполнительными органами организованы 95 загонов для домашних животных, в которые за рассматриваемый период были водворены 259 голов скота, на территориях Акжаикского, Казталовского, Жанибекского, Бурлинского и Теректинского районов. В других районах имеющимися загонами не пользуются. Основной причиной слабой работы в данном направлении является отсутствие взаимодействия между местными исполнительными органами, полицией и ветстанциями. При обнаружении фактов нахождения животных на проезжей части автодорог нарядами патрульной полиции сообщается в дежурную часть территориального отдела полиции, которая, в свою очередь, передает информацию зональному участковому инспектору полиции, акиму сельского округа и ветеринарную инспекцию. Однако зачастую сельскими акимами и инспекторами ветеринарной службы на местах не исполняются требования алгоритма по выезду на место происшествия для установления владельцев скота и принятия мер по водворению животных в загоны.
Но теперь акимы сельских округов самостоятельно могут вести работу в данном направлении, не дожидаясь приезда участковых инспекторов полиции. Это позволит последним исполнять свои прямые обязанности по обеспечению охраны общественного порядка и защите прав граждан. Речь идет о п.3 ст.729 КоАП, согласно которому вправе рассматривать и налагать административные взыскания и акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов.
Немало нареканий со стороны западноказахстанцев по поводу состояния автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет 6496 км. Как отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО Айдар Менеев, дороги республиканского значения протяженностью 1414 км обслуживает ТОО «Казахавтодор» (выделенная сумма на 2022 год – 850 млн тенге). На дорогах областного значения протяженностью 1620 км имеется 13 участков автомобильных дорог, которые обслуживают 8 подрядных организаций. Общая сумма договора на 2022 год составляет 877,113 тысяч тенге, в том числе 268,169 тысяч тенге в рамках проекта ГЧП «Сервисное обслуживание автомобильной дороги Чапаево – Жангала – Сайхин Западно-Казахстанской области. А дороги районного значения протяженностью 3462,7 км обслуживают 18 компаний, на общую сумму 753 868 тысяч тенге.
– На содержании всех дорог задействовано 240 единиц техники. При этом не хватает специализированной техники, такой как автогрейдеры, погрузчики, разметочные машины и т.д. Кроме того, проблемами являются недостаточное финансирование работ по содержанию автомобильных дорог, отсутствие на автодорогах специальных автоматизированных измерительных систем. Также на сегодняшний день управлением совместно с сотрудниками полиции утвержден план осмотра дорог на предмет обследования, по результатам которого будут выданы соответствующие предписания об устранении выявленных нарушений. За некачественное и несвоевременное исполнение договорных обязательств по итогам 4-х месяцев 4 организации привлечены к ответственности в виде штрафа (ТОО «Казахавтодор» – 60 000 тенге, ТОО «Жолаушы Жол» – 1 255 830 тенге, ТОО «СтартСтройСервис» – 1 678 311 тенге и ТОО «ОралЖолдары» – 640 000 тенге), – сказал А.Менеев.
По словам докладчика, на сегодняшний день на всех участках автомобильных дорог производятся работы по ямочному ремонту, разметке проезжей части, скашиванию травы с обочин, установке знаков и профилированию дорог, при этом из-за обильных осадков в виде дождя некоторые участки дорог приходится профилировать несколько раз. В завершение заседания аким области Гали Искалиев отметил, что, хотя показатели по дорожно-транспортным происшествиям и снизились по сравнению с прошлым годом, в то же время они остаются на критическом уровне.
– Акимы районов отчитываются об открытии штрафзагонов для скота, однако некоторые из них работают формально. Сотрудники полиции активно помогают в работе по предотвращению ДТП, однако в то же время работники акиматов не могут самостоятельно без полицейских провести данную работу. Сейчас юридическая возможность появилась, поэтому нужно усилить работу. Кроме того, на данный момент из административного кодекса исключили вид взыскания «предупреждение», что позволяет сразу штрафовать нарушителей. Также без наведения полного порядка на дорогах об экономическом развитии говорить трудно.
Жадыгер Кусайнов,
zhaikpress.kz