Самые большие и ценные подарки, которые мы можем дать детям – это корни ответственности и крылья независимости. Это касается не только родителей, но и людей, которые проводят с нашими детьми почти столько же времени, пестуя малышей в детсадах.
На тему дошкольного воспитания мы беседуем с заведующей мини-центром при Уральском гуманитарно-техническом колледже, преподавателем кафедры педагогики и психологии Гулайым Каиргалиевой.
– Гулайым Гибатуллиевна, свыше сорока лет своей жизни вы посвятили воспитанию детей дошкольного возраста. У вас никогда не возникало желания заняться другим видом деятельности?
– Я не представляю свою жизнь без детей. Смысл своей жизни вижу именно в воспитании подрастающего поколения. Мне кажется, что выйдя на пенсию я не смогу спокойно сидеть дома. Даже будучи в отпуске, я переживаю за детей.
– Учреждения образования нуждаются в опытных кадрах, наставниках молодежи. В последнее время и родители, и педагоги все больше жалуются на задержку речевого развития детей. Дети либо позже начинают говорить, либо у них скудный словарный запас или невнятная речь. В чем видите причину такого явления?
– Причины, по которым развитие речи происходит с задержкой, могут быть различными, начиная от физиологии до психологических аспектов. Одной из причин может быть чрезмерная опека, лишающая возможности словесно выражать свои мысли. Другой фактор – педагогическая запущенность. Малыш с момента рождения должен быть окружен вниманием. Если с ним родители не разговаривают, не общаются постоянно, то формирование речи невозможно. Еще один немаловажный фактор – двуязычная семья. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации. Отставание речевого развития может быть связано и со стрессами, неблагоприятной обстановкой в семье. Сильный испуг, ссоры между родителями могут стать причиной отставания речевой функции. Генетическая предрасположенность также влияет на развитие речи. Если ребенок не спешит разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его родители сказали свое первое слово. Нарушение слуха тоже может быть одной из причин отставания речевой функции. Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок воспринимал речь вокруг себя. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Отрицательно влияют на речевое развитие ребенка и гаджеты. Современные дети учатся пользоваться гаджетами раньше, чем разговаривают. Некоторые родители высаживают ребенка перед экраном как только ребенок научился сидеть. Они готовы отдать в руки малышу все, что он попросит, лишь бы ребенок не плакал. А потом удивляются видя очередь к детскому окулисту с пяти лет. Гаджеты, к сожалению, вытесняют из жизни ребенка колыбельные мамы и бабушкины сказки. В советское время не хватало психологов, логопедов, но, тем не менее, у детей и речь была красивая, и мысли глубочайшие.
– Посещали ли мини-центр дети с нарушениями речи или слуха?
– Безусловно, приходилось работать и с такими детьми. Несколько лет тому назад наш садик посещал мальчик по имени Вова, который не произнес ни одного слова до пяти лет. Мама впала в депрессию, очень сильно переживала, что ее ребенок обречен быть глухонемым. Она отдала сыночка в казахский садик, так как после беседы со мной в душе промелькнула надежда на лучшее. Вова заговорил через несколько месяцев и первое слово, которое он произнес, было «Апай». Невозможно передать словами ту радость, которую мы испытали, услышав долгожданную речь нашего малыша.
– Какой еще неординарный случай запомнился из вашей практики?
– Однажды новенькую девочку по имени Лунара пришел забирать отец. «Лунара, тебя зовет папа», – не успела произнести воспитательница, как девочка выглянула в дверь и усмехнулась: «А он мне не папа! Это вообще-то, мамин друг». Естественно, маминому «другу» мы девочку не доверили и вызвали по телефону родительницу. Такое случается очень редко, но, тем не менее, бдительности мы не теряем ни на минуту. Каждый ребенок для нас представляет многогранную личность, потенциал которой надо раскрывать индивидуально. Мы не делаем рекламу, но о нас люди узнают через своих знакомых, друзей и родственников. Перед тем, как взять ребенка мы проводим собеседование с родителями. Для нас важна не численность детей, а их надлежащее воспитание. В садике мы учим ребенка всему, начиная от этикета за обеденным столом до моторики движения в игре с помощью специальных игрушек.
– Какие советы хотели бы дать молодым родителям?
– Сейчас все реже видишь малышей с сосками-пустышками во рту. А ведь она помогает младенцу быстрее успокоиться. Когда режутся зубы, ребенок кусает палец или кулачок, пустышка же помогает отучить от этой привычки. Хотелось бы, чтобы мамы находили время для колыбельных песен на ночь – «Бесік жыры», а также для сказок. Мы сами учились на сказках Корнея Чуковского и Бердибека Сокпакбаева. Они воспитывали в нас человеколюбие и патриотизм. А в современных мультиках показывают элементы насилия и жестокости. С ранних лет надо прививать уважение к старшим, если малыш видит, что мама или папа грубят бабуле, то и ребенок будет делать то же самое, когда повзрослеет. Элементарно воспитание надо начинать с того, чтобы уступали место в автобусе старшим. Если малыш закатил истерику в магазине, требуя купить ему игрушку, значит в воспитании уже допущены упущения, без психолога здесь не обойтись.
– Что бы хотели пожелать казахстанцам в Год детей?
– Год детей стал переломным моментом в истории Независимого Казахстана, так как именно в этом году пройдет республиканский референдум. От нашего голоса зависит будущее страны, а значит и судьба наших детей. Что касается воспитания, то в этом плане хотелось бы, чтобы в нашей стране открылись государственные центры для развития малышей на бюджетной основе. Воспитатели занимались бы с детьми в присутствии родителей час-два, а может и больше по их желанию. За поведением малышей наблюдали бы в это время психологи и давали бы при необходимости консультации. Родители должны быть заинтересованы в этом, так как воспитывать ребенка надо с маленького возраста. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.
Светлана Аманова,
zhaikpress.kz