16.11.2021, 10:55
Просмотры: 58

Эффективные механизмы защиты прав

С 1 июля 2021 года начали свою работу специализированные межрайонные административные суды РК, которые рассматривают споры, вытекающие из публично-правовых отношений.

d7875780243c5b924cce8469151e3800_original.174588

Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти.

Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур. АППК предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования в сферах государственного управления.

В отличие от гражданского судопроизводства, по которым рассматривались частноправовые споры, предметом административного судопроизводства являются публично-правовые споры с участием государственного органа.

Вместе с тем в административном судопроизводстве также применяются и положения ГПК, но только в том случае, если иной порядок не предусмотрен АППК.

В случае противоречия между нормами АППК и иными законами, действуют положения АППК, что означает приоритетность АППК перед ГПК.

Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.

Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Административный суд не связан с представленными доказательствами.

Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

Новым принципом административных процедур является принцип приоритета прав, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.

В отличие от ГПК, АППК устанавливает особые обязанности для ответчика.

Ответчик обязан заявлять суду о действительных обстоятельствах административного дела полностью и правдиво, высказываться или представлять суду административное дело, документы, опровергающие факты, утверждаемые другими участниками административного процесса. Неисполнение ответчиком процессуальных обязанностей влечет наступление процессуальных последствий, предусмотренных настоящим Кодексом в виде денежного взыскания.

Судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика. Разбирательство административного дела в отсутствие ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела.

Кроме того, основная обязанность нести бремя доказывания АППК возлагает на ответчика, истец обязан доказать лишь время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков.

Суд может распорядиться о личной явке в суд любого лица, участвующего в административном деле.

Участники административного процесса вправе в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, просить суд о рассмотрении административного дела в их отсутствие и направлении им копии судебного акта.

Неявка лиц, участвующих в административном деле, не является препятствием к проведению судебного заседания при условии их надлежащего извещения.

В случае неявки лиц, участие которых признано судом обязательным, суд вправе применить к ним меры процессуального принуждения – денежное взыскание.

При определении предмета иска суд не связан формулировкой исковых требований, суд вправе оказать содействие стороне в формулировании и (или) изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий.

Суд не связан заявленным основанием иска, но и не вправе выходить за пределы исковых требований.

Суд обязан в ходе судебного разбирательства проверить, не превышены ли пределы административного усмотрения и их соответствие (соразмерность) целям принятия административного акта, установленным законодательством Республики Казахстан.

Административное судопроизводство, включая производство отдельных процессуальных действий, осуществляется в разумный срок.

Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска.

По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда, но не более чем на три месяца.

То есть максимальный предел судебного разбирательства законодателем установлен в размере шести месяцев.

Необходимо обратить внимание, что закон в отдельных случаях устанавливает конкретные сроки рассмотрения дел, а также сроки проведения предварительного слушания.

К примеру, по делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, а также действий (бездействия) судебных исполнителей, предварительное слушание проводится не позднее 20 рабочих дней и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня назначения их к разбирательству в судебном заседании.

Решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику.

Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд.

В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Неисполнение решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания влечет повторное денежное взыскание в размере, увеличенном на десять месячных расчетных показателей.

Решение суда, обязывающее ответчика уплатить денежную сумму, не исполненное добровольно, исполняется принудительно на основании исполнительного листа, который выписывается по заявлению истца.

Еще одной особенностью АППК является предусмотренная законодателем возможность применения примирительных процедур в рамках публично-правовых споров. Судья принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса, до удаления суда для вынесения решения.

Примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения (полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством РК целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности).

Урегулирование спора в порядке медиации и партисипативной процедуры в суде проводится в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан, заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями и должно отвечать требованиям исполнимости в принудительном порядке и содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Ходатайство сторон об утверждении соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры рассматривается судом в судебном заседании или на предварительном слушании.

По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит определение об утверждении такого соглашения либо об отказе.

При утверждении судом соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры им выносится определение о возвращении иска полностью или в соответствующей части.

Суд не утверждает соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц, то разбирательство административного дела проводится в общем порядке.

Соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего соглашение.

Л. Корсакова,
судья СМАС ЗКО

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале