В редакцию обратилась жительница Уральска Роза Бердешева, пострадавшая вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. 64-летняя пенсионерка проживает в съемном жилье. Также выяснилось, что она не получает ни надбавки к пенсии, ни специального государственного пособия.
– Главная моя проблема – отсутствие собственного жилья. Старший сын уехал работать в Алматы, дочь замужем. На съемной квартире живу с младшим сыном. Моей минимальной пенсии и небольшого заработка сына едва хватает на оплату съемной квартиры. Жизнь проходит в ожидании очереди на жилье. Если сын оформит ипотеку, то с очереди нас автоматически снимут, да и доход, в принципе, не позволяет оформить кредит. Я устала обивать пороги инстанций по жилищному вопросу. По категории граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, в очереди на жилье состою с 2012 года (регистрация – 551), с тех пор прошло 11 лет, а я всего лишь на 109 месте. Выяснилось, что получают жилье в первую очередь очередники «Отбасы банка», т.е. те у кого есть возможность оплачивать ипотеку.
Детство мое прошло в упраздненном Маканчинском районе (ныне – в составе Урджарского) области Абай. По рассказам моего покойного отца, участника войны, запомнила, что место, где мы жили, представляет опасность в плане радиации. Семья наша переехала в Тайпакский район (ныне – Акжаикский) в 1961 году, когда мне исполнилось три года. В Уральске я с 2006 года, с тех пор скитаюсь по квартирам, – рассказала Роза Бердешева.
На вопросы правового характера отвечает юрист, член Палаты юридических консультантов ЗКО, медиатор Алтынай Жаксимбетова.
– Алтынай Ахметовна, что Вы можете посоветовать пожилому человеку в этом случае?
– В Законе РК от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» определены пять групп населения в зависимости от величины дозы загрязнения территорий. Гражданам, проживавшим и проживающим в этих зонах, гарантируется единовременная денежная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, по зонам:
– чрезвычайного радиационного риска (территории Саржалского сельского округа Абайского района, Долонского сельского округа Бескарагайского района, населенных пунктов Сарапан и Иса упраздненного Жанасемейского района области Абай) – в размере 5,23 МРП или 18 043,5 за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 годы и 1,05 МРП или 3 622,5 тенге за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 годы;
– максимального радиационного риска (населенные пункты Абайского, Бескарагайского и упраздненного Жанасемейского районов, Акбулакского, Абралинского, Алгабасского, Айнабулакского, Караоленского и Танатского сельских округов города Семей области Абай, Акжарского и Малдарского сельских округов Майского района Павлодарской области) – в размере 2,62 МРП или 9 039 тенге за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 годы и 1,05 МРП или 3 622,5 тенге за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 годы;
– повышенного радиационного риска (населенные пункты Бородулихинского, Жарминского, Аягозского, Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского районов, города Семей, Курчатов, Ускемен и Риддер Восточно-Казахстанской области; Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района, Майский район Павлодарской области – в размере 1,57 МРП или 5 416,5 тенге за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 годы и 0,79 МРП или 2 725,5 тенге за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 годы;
– минимального радиационного риска (населенные пункты Урджарского, упраздненного Таскескенского (ныне – в составе Урджарского), Кокпектинского, Аксуатского районов области Абай, Зыряновского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области; Каркаралинского района Карагандинской области, не включая территорию упраздненного Казыбекбийского района; Лебяжинского района Павлодарской области) – в размере 1,05 МРП или 3 622,5 тенге за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 годы и 0,52 МРП или 1 794 тенге за каждый год проживания в период с 1966 по 1990 годы;
– территории с льготным социально-экономическим статусом (Баянаульский район Павлодарской области) – в размере 0,26 МРП или 897 тенге за каждый год проживания с 1949 по 1990 годы.
– Гражданка Бердешева родилась в 1958 году в селе Жарбулак Маканчинского района Семипалатинской области (ныне – область Абай). Как определить категорию радиационного риска, если вышеназванный район упразднен?
– Маканчинский район вошел в состав Урджарского, а этот район относится к зоне минимального радиационного риска. Первоочередным правом на получение единовременной денежной компенсации за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, пользуются граждане, достигшие пенсионного возраста.Что касается надбавки к пенсии, то это зависит от того, когда человек вышел на заслуженный отдых. Например, граждане, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсионной выплате, если они проживают в зонах чрезвычайного радиационного риска – 2,09 МРП или 7 210,5 тенге и максимального – 1,83 МРП или 6 313,5 тенге.
– Роза Бердешева вышла на пенсию сравнительно недавно. Жила в зоне минимального радиационного риска, переехала оттуда в наш регион в детском возрасте.
– По вышеперечисленным критериям видно, что она не подпадает под категорию тех, кому положена надбавка к пенсии. Но хочу добавить к вышеизложенному, что население, проживающее на вышеуказанных территориях, имеет право на дополнительные оплату труда и оплачиваемый отпуск, также разнящиеся в зависимости от зоны радиационного риска: чрезвычайного – 2 МРП или 6 900 тенге и 14 календарных дней отпуска; максимального – 1,75 МРП или 6 037,5 тенге и 12 календарных дней; повышенного – 1,5 МРП или 5175 тенге и 10 календарных дней; минимального – 1,25 МРП или 4 312,5 тенге и 7 календарных дней; на территории с льготным социально-экономическим статусом – 1 МРП или 3450 тенге и 5 календарных дней. На дополнительные дни отпуска по беременности и родам также могут претендовать женщины, проживающие на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний. А проживающие там дети до 18 лет имеют право на бесплатное оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях, если есть медицинские показания. Пострадавшие лица могут претендовать на внеочередное специализированное медицинское обслуживание всеми государственными учреждениями здравоохранения на территории Казахстана. Также отметим, что лица, непосредственно участвовавшие в ядерных испытаниях, согласно Закону «О ветеранах», приравниваются по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны и получают специальное государственное пособие в размере 6,19 МРП или 21 355,5 тенге в текущем году. А лица, ставшие инвалидами вследствие ядерных испытаний, приравниваются по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны. Для них предусмотрено специальное государственное пособие в размере 7,55 МРП или 26 047,5 тенге.
– У Розы Бердешевой имеется удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Но пенсионерка при этом не получает специальное государственное пособие.
– Не видя документов наглядно, мне, как юристу, сложно сказать что-либо определенное о причинах данного обстоятельства. Бывают случаи, когда граждане по незнанию законов либо по другим субъективным причинам упускают возможность получить то, что полагается на условиях, предусмотренных законодательством. Данный вопрос требует более детального рассмотрения.
Светлана Аманова
(Продолжение следует)