7.10.2024, 16:00
Просмотры: 13

Формальные показатели и размытые приоритеты: Антикор проанализировал риски в сфере финансирования спорта

Антикоррупционной службой совместно с Министерством туризма и спорта проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, передает агентство Kazinform со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Ақша JP

Как заявили в Антикоре, результаты свидетельствуют о наличии системных коррупционных рисков, препятствующим развитию отечественного спорта и достижению высоких показателей на мировой спортивной арене.

— Только за последние 6 лет финансирование спортивной отрасли составило порядка 1,4 триллиона тенге (2018 г. — 165 млрд тенге, 2019 г. — 204 млрд тенге, 2020 г. — 177 млрд тенге, 2021 г. — 223 млрд тенге, 2022 г. — 296 млрд тенге, 2023 г. — 340 млрд тенге). Запланировано выделение из бюджета еще 1,3 триллиона тенге на текущий и предстоящие два года. Объем денежных «вливаний» в казахстанский спорт высших достижений в разы превышает бюджеты стран Центральной Азии и дальнего зарубежья (Канада, Норвегия, Нидерланды), выделяемых на эти же цели. Вместе с тем, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в медальном зачете по олимпийским играм (2020 г. — 83 место (8 — бронза), 2022 г. — 0 медалей, 2024 г. — 43 место (1 — золото, 3 — серебро, 3 — бронза)) и Всемирном спортивном рейтинге (в 2014 г. — 25 место, 2018 г. — 47 место, 2023 г. — 42 место), — отметили в ведомстве.

Как подчеркивается в сообщении, одной из причин являются системные коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению госсредств.

Дисбаланс в финансировании. Действующая политика развития отечественного спорта не направлена на эффективную подготовку отечественных спортсменов.

Основное внимание уделяется краткосрочным успехам, достигаемым за счет натурализации иностранных игроков, в то время как системная работа по развитию собственных спортивных кадров недостаточно поддерживается.

За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй в дальнейшем вернулся в свою страну.

Зачастую вместо взращивания своих талантов деньги тратятся на игроков других стран. Это подтверждается явным дисбалансом в финансировании спорта.

Так, расходы Казахстана на массовый спорт в 9 раз меньше, чем на спорт высших достижений (35 млрд против 340 млрд тенге).

В зарубежных странах, более успешных в спорте, приоритет отдается поддержке массового спорта, который является фундаментом для спорта высших достижений.

К примеру, в Нидерландах с чуть меньшим населением (17,8 млн) затраты на массовый спорт в 2 раза больше (497 млн долларов), чем на профессиональный (246 млн долларов). При этом спортсмены этой страны показывают высокие результаты на олимпийских играх.

По сравнению с Нидерландами Казахстан тратит в 3 раза больше на спорт высших достижений, а на массовый спорт — в 7 раз меньше.

Формальные показатели. Показатели развития массовых видов спорта, заложенные в Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023–2029 годы носят формальный характер.

К примеру, акиматы ежегодно должны проводить более 20 тыс. спортивно-массовых мероприятий, в среднем 3 мероприятия в день.

Учитывая, что мероприятия, проводимые в спортивных сооружениях и объектах, а также открытых местностях, предполагают одновременное нахождение на этих мероприятиях двухсот и более зрителей, то показатель явно завышен (п.40-1 ст. 1 Закона «О физической культуре»).

Размытые приоритеты. Ввиду отсутствия приоритетных видов спорта высших достижений финансируются непопулярные и безрезультативные виды спорта.

За 2023 год по 31 виду спорта нет ни одной медали. В 2024 году количество финансируемых направлений выросло до 141 вида.

Так, по летним олимпийским видам спорта Казахстан развивает 44 вида, по зимним — 13. Порядка 60% финансируемых направлений спорта высших достижений относятся к неолимпийским — 84 (из 141). Ежегодно на развитие этих видов уходит — 18 млрд тенге (за 2023 год на олимпийские виды затрачено 296 млрд тенге, неолимпийские — 18, иные расходы — 11 млрд тенге).

За рубежом приоритет отдают «точечным» направлениям спорта (в Великобритании развивают 19 видов летних олимпийских игр, в Германии — 18, в Австралии — 12).

Слабая спортивная инфраструктура. Недостаток современных спортивных объектов ограничивает возможности для качественной подготовки спортсменов. Это особенно ощутимо в регионах, где спортивные сооружения часто недоступны или находятся в неудовлетворительном состоянии.

Между тем, Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023–2029 годы сфокусирована на нехватке обычных пеших троп и велосипедных дорожек.

Тогда как по стране наблюдается дефицит 374,2 тыс. м2 крытых спортсооружений, 376,4 тыс. м2 бассейнов (наибольшая нехватка в г. Алматы, г. Астана, Туркестанской и Алматинской обл.).

Вместо строительства спорткомплексов и футбольных академий спортивные организации огромные деньги тратили на содержание легионеров.

К примеру, самый дорогой ФК «Астана» (50 млрд тенге за 2018–2023 гг., учредитель — Корпоративный фонд «Фонд поддержки индустрии туризма и спорта» АО «Казспортинвест» Комитета по делам спорта и физкультуры и НОК) не имеет собственной футбольной академии и инфраструктуры.

За 6 лет (2018–2023 гг.) на аренду футбольных полей и помещений клуб потратил 1,4 млрд тенге.

Непрозрачный отбор спортсменов для участия в международных соревнованиях. В сфере спорта высших достижений полностью отсутствует цифровизация процессов. Разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась.

В результате профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет призеров, спортсооружений, спортивных секций и тренеров.

Отсутствие цифровизации способствует присвоению спортивных званий лжеспортсменам, непрозрачному и субъективному отбору спортсменов для участия в соревнованиях.

- Как следствие указанных факторов, такое положение дел привело к бесконтрольному освоению бюджетных средств, сопряженное с отбором аффилированных поставщиков, фиктивностью учебно-тренировочных сборов и аренды спортивных объектов, завышением оплаты труда легионерам, двойным финансированием.  По итогам анализа внесены рекомендации по пересмотру приоритетов развития спорта, увеличению бюджета на массовый и детский спорт, централизации финансирования, развитию собственной инфраструктуры и детских академий, а также внедрению цифровизации, - резюмировали в ведомстве.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале