В Уральске прошел Международный казахстанско-российский логопедический форум, в котором также приняли участие педагоги-логопеды из Грузии, Узбекистана, Кыргызстана. Специалисты-практики поделились опытом работы с использованием инновационных технологий и методик в дошкольном образовании.
Организаторами масштабного форума выступили Совет деловых женщин Палаты предпринимателей Западно-Казахстанской области, Международная академия «Білім» при поддержке акимата области. Форум проходил в течение двух дней, первый день был полностью посвящен практической части обучения, на второй день состоялось награждение лучших специалистов-логопедов.
Среди спикеров форума были специалисты с большим опытом работы из городов Казахстана: Астаны, Шымкента, Уральска, России: Самара, Севастополь, Оренбург, Тольятти, из Тбилиси, Бишкека и Ташкента. Они рассказали о практическом применении современных инновационных методик, новейших логопедических аппаратов и диагностике, методах преодоления заикания у взрослых и детей, криотерапии и многом другом, используемом в работе с детьми.
– Это первое такое масштабное мероприятие среди логопедов. Сегодня каждый второй ребенок нуждается в психологической, логопедической коррекции, и тема очень актуальна. Отметим, что без определенной государственной поддержки в этом направлении в разных сферах – образовании, медицине, социальном обеспечении, проблема грозится через несколько лет вырасти в серьезную угрозу развитию детей. Поэтому сейчас надо решать все вопросы в этой сфере, так как дети – будущее государства, и их здоровье в приоритете, – подчеркнула председатель Совета деловых женщин Палаты предпринимателей ЗКО Ляна Турсынова.
Руководитель международной академии «Білім» Дидар Койбагарова отметила, что на уровне республики такое мероприятие проводили на протяжении трех лет, и пришли к выводу, что данная проблема вызвала интерес у специалистов из других стран, которые, объединившись на форуме, показали все свои успешные достижения в этой области.
– Форум – хорошая мотивационная площадка для специалистов-логопедов. Практики из пяти стран поделились опытом работы, среди которых были как логопеды, так и детские психологи, дефектологи и другие специалисты, занимающиеся развитием ребенка. Тема логопедии очень актуальна в обществе, – отметила Д. Койбагарова.
Логопед высшей категории из г. Самары (РФ) Любовь Борисова продемонстрировала запоминающийся мастер-класс «Приемы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с моторной алалией на начальном этапе». Ее пациенты – дети с алалией, с тяжелым нарушением речи, которые с огромным трудом усваивают грамматические навыки.
– Несмотря на то, что дети с таким заключением начинают говорить довольно поздно, их речь развивается в соответствии с нормами речевого развития обычных детей. Они проходят те же этапы формирования речи, но со своей спецификой. Это замедленное развитие всех сторон речи, особенно сложно обстоит дело с грамматической. Детям трудно обобщить языковые правила, подчинить им имеющиеся слова. Они усваивают новые грамматические формы слов в их целостном виде, например, для ребенка с алалией слова «кот» и «кота» являются совершенно разными. Представьте, что перед вами бутерброды с сыром, колбасой и отдельные ингредиенты. Обычно ребенок, желая двойную начинку, возьмет бутерброд с сыром и дополнительную колбасу, а ребенок с алалией будет долго думать, как из двух бутербродов сделать один. И, скорее всего, ошибется. Но, если ему предложить готовый двойной бутерброд, он в следующий раз будет искать именно эту тарелку, игнорируя тарелки с отдельными ингредиентами. Именно поэтому так сложно работать с этой категорией детей, – рассказала Л.Борисова.
Логопед, работающий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, должен обладать огромным терпением и стрессоустойчивостью, быть хорошим психологом, уметь быстро устанавливать контакт с ребенком формировать его учебное поведение. Современная педагогика располагает мощным методическим разнообразием, но не все можно применять при алалии на начальных этапах формирования грамматики. Предпочтение отдается реальным объектам, тактильно приятным материалам – дереву, тканям, силиконовым элементам в игрушках, крупам, ароматным сыпучим материалам, без яркой цветовой гаммы. С такими игрушками ребенку приятно играть, и он получает возможность задействовать дополнительные анализаторы для освоения отношений между объектами, а значит и усвоения грамматики. Что касается общения, то в оборот постепенно вводятся те темы, которые близки ребенку, начиная с гигиенических навыков, сна, кормления и т.д.
– Как специалист с 7-летней практикой работы с детьми, у которых есть речевые дефекты, пришла к выводу, что наиболее эффективна узкая специализация. Сейчас специализируюсь на заикании. В моем центре работают десять специалистов по заиканию у детей.
На форуме каждый специалист рассказывал о своем направлении в работе, что вкупе дало хороший багаж знаний для будущей работы. Спикеры из Узбекистана даже наглядно продемонстрировали логопедический массаж. Раньше, чтобы увидеть и опробовать инновационные методики, мы выезжали за пределы Казахстана. А сейчас убедились, что у нас в стране очень хорошо развивается логопедия, но необходимы вот такие площадки для обмена опытом. Ощутимо заметно, что каждый специалист работает на результат, причем очень успешный, – сказала логопед из г. Шымкента Сакина Абдрахманова.
Спикеры отметили специализацию коллег по странам, например, в России очень хорошо работают с запуском речи, в Казахстане отлично ставят звуки в речи ребенка, в Узбекистане популярен логопедический массаж, показывающий быстрый результат в работе. И участники форума охотно делились своими навыками, знаниями, впечатлениями от работы.
– Скажу по опыту работы своего детского центра развития, что почти у 80% детей диагностируется задержка речи, поэтому логопедия сейчас актуальна, как никогда. Форум дал нам очень полезную информацию, зарядил энергией и мотивацией. Мне понравился подход к работе каждого спикера, ведь они делились результатами работы не одного года, а нескольких лет, показывая, как быстрее достичь успехов в работе с ребенком, делясь готовыми методиками работы, – подчеркнула педагог-психолог, основатель детского центра «Мама, поиграй!» в г. Атырау Гульфия Жардемова.
Организаторам удалось охватить большой круг тем, среди которых были такие, как «Авторские методы и приемы для повышения эффективности логопедических занятий с дошкольниками», «Польза мелкой моторики для развития речи и логического мышления детей с общим недоразвитием речи», «Артикуляционные и пальчиковые упражнения на основе логоритмики как средство развития речи у детей раннего возраста», «Нейроигры и упражнения в логопедии. Логомассаж при дизартрии», «Карты мышления для эффективного решения жизненных задач», «Инновационные методики криомедицины и биорезонанс в решении логопедических проблем в дошкольном периоде детства», «Нетрадиционные методы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ООП» и другие.
Среди слушателей форума были как специалисты с большим стажем работы, так и начинающие практики.
– Как педагог-психолог прошла специализацию по логопедии с практикой на базе школы №15 в г. Уральске. Затем окончила по этому же направлению магистратуру в г. Актобе. Работала в частных центрах, сейчас в государственном учреждении. Отмечу, что родителям стоит обратить внимание на ребенка уже с двух лет, когда проблемы только вырисовываются, тогда при успешном взаимодействии врачей и педагогов-логопедов можно быстрее добиться хороших результатов, – считает логопед из г. Аксая Айдана Кумартаева.
На второй день форума прошла церемония вручения специальной премии для педагогов, логопедов и психологов «Жыл үздігі».
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz