31.01.2023, 11:45
Просмотры: 178

Где поддержка местного производства?

Парадоксальная ситуация сложилась вокруг НПЗ АО «Конденсат». В ЗКО находятся крупнейшие месторождения нефти и газа, а свой собственный завод по переработке, в строительство которого были вложены миллиарды, в том числе и государственных денег находится на грани закрытия из-за нехватки сырья. Куда же утекают нефтяные реки и кому выгодно «утопить» в долгах местный завод, способный покрыть потребности в дизельном топливе и обеспечить дешевым бензином не только область, но и другие регионы.

конденсат-1 (1)

В Западно-Казахстанской области, помимо месторождений, есть и свой нефтеперерабатывающий завод, но, между тем, область испытывает проблемы с наличием дизельного топлива и цена на него, как и на бензин, остается предельно высокой. Мощности завода позволяют производить объемы топлива, в том числе и зимнего, которых хватит не только чтобы полностью покрыть потребность ЗКО, но и поставлять солярку и бензин как в соседние регионы внутри страны, так и на экспорт. Но завод простаивает из-за нехватки сырья и руководство предприятия уже не скрывает того, что его могут законсервировать, компанию объявить банкротом и закрыть, оставив без работы свыше 500 сотрудников, в том числе и несколько подрядных организаций и сети АЗС. Не первый год руководство компании пытается найти помощь и поддержку у государственных органов, но проблемы завода не решаются. Отчаявшийся персонал и руководство завода записали видеообращение к Президенту Республики Казахстан К.К. Токаеву с просьбой помочь сохранить уникальное предприятие, имеющее стратегически важное значение для обеспечения внутреннего рынка автомобильным топливом. В своем ролике сотрудники завода отмечают, что прямо за забором предприятия находится крупнейшее в стране Карачаганакское месторождение, но завод вынужден закупать сырье из других регионов, затрачивая на логистику изрядные суммы.

Завод АО «Конденсат» спроектирован и построен для переработки нестабильного газового конденсата Карачаганакского месторождения в 1993 году. С момента начала эксплуатации завода в 1998 году, согласно Постановлению Правительства РК №1080 от 26.10.1998 г. «О выделении АО «Конденсат» нестабильного газового конденсата с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения за счет доли Республики Казахстан по разделу продукции, уплачиваемой на основании окончательного соглашения о разделе продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения» был заключен соответствующий договор, гарантирующий выделение сырья на весь срок службы завода. Позднее, в июле 2001 года, в данное Постановление было внесено изменение по независящим от предприятия причинам отменяющее данную гарантию и поставки сырья с Карачаганакского месторождения в рамках долгосрочных контрактов прекратились. После одностороннего прекращения компанией КПО поставок сырья, его отсутствие восполнялось нефтью из России. Однако в 2016 году эти поставки прекратились по причине введения в России «налогового маневра», увеличившего цену на нефть до мирового уровня.

– Основной причиной невозможности приобретения сырья с Карачаганакского месторождения является его высокая стоимость. Компания КПО, осуществляющая свою деятельность по соглашению о разделе продукции, не имеет обязательств по поставкам сырья на внутренний рынок и заявляет о готовности реализовать Карачаганакский конденсат только в рамках максимизации выручки при соответствии цены сырья для АО «Конденсат», цене на их экспортном направлении по трубопроводу КТК. Но такая цена нерентабельна для выпуска нефтепродуктов для внутреннего рынка, который ниже европейского в 2 раза, – говорит председатель Совета директоров АО «Конденсат» Дина Галиметденова.

конденсат6

Основной причиной из-за чего местный НПЗ не загружен сырьем, является существование в стране двух цен на нефть – высокой экспортной и более низкой (в 2 раза) цены для внутреннего рынка, что приводит к полной незаинтересованности недропользователей в поставках сырья на внутренний рынок.

– Также на значительное снижение покупательской способности сырья для НПЗ влияет необходимость оплаты железнодорожного тарифа по доставке нефти от НПС им. Касымова г. Атырау до завода в размере 50$ за тонну, что ухудшает экономику работы как для давальцев нефти, так и для самого НПЗ. Стоимость на нефтепродукты на внутреннем рынке с момента принятия решения о модернизации завода в 2012 году по сравнению с текущим моментом, за счет девальвации тенге, упала в два раза в долларовом эквиваленте. Девальвация тенге привела почти к двукратному увеличению долговой нагрузки по выплатам АО «Банк Развития Казахстан» по долларовым займам, составляющим около 60% от суммы всех займов, полученных на модернизацию НПЗ, на момент получения займа, в 2015 году 1$ стоил 180 тенге, – поясняет Д. Галиметденова.

НПЗ АО «Конденсат» модернизирован с применением наиболее современных технологий для производства бензина и дизельного топлива наивысшего экологического класса К5, как первоначально предписывалось решением глав государств и Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 года №826, при том три крупнейших НПЗ в РК фактически производят и реализуют топливо класса К4. Мощности завода в 2017 году были расширены до 850 тысяч тонн сырья в год. 28 мая 2018 года между Министерством энергетики РК и АО «Конденсат» был заключен меморандум о сотрудничестве, предусматривающий обеспечение НПЗ АО «Конденсат» углеводородным сырьем для производства востребованных в стране нефтепродуктов. С июля 2018 года Минэнерго включило завод в график поставки нефти для казахстанских недропользователей.

– Но фактически государственное регулирование поставок недропользователями сырой нефти на НПЗ АО «Конденсат» свелось к имитации загрузки. Недропользователи не исполняют графики, утверждаемые Минэнерго. При мощности НПЗ по переработке сырья 850 тысяч тонн в год, по графикам Министерства поставлено: в 2019 году – 73 тысячи тонн, загрузка завода на 8,6%, в 2020 году – 87 тысяч тонн – загрузка на 10,2%, в 2021 году – 42 тысячи тонн – загрузка на 4,9%, в 2022 году – 30 тысяч тонн загрузка всего на 4%. Обращения предприятия в Минэнерго о неисполнении недропользователями графика поставки остаются без внимания и ответа. Общий объем капитальных вложений, уже осуществленных предприятием в строительство второй очереди завода, составил около 200 миллионов долларов США, источником которых были собственные средства предприятия и кредит АО «Банк Развития Казахстана». На сегодняшний день остаток задолженности банку составляет около 100 млн. долларов США, – поясняет директор по маркетингу Андрей Баев.

Ежегодно в страну импортируется дизельное топливо по завышенным ценам, тогда как местный завод может выпускать дизель в достаточном количестве не только для страны, но и сам стать экспортером и принести значительные вливания в бюджет. Но проблему завода можно решить только путем государственного регулирования, к сожалению, регулятор распределения сырья завод спасать не спешит.

– Сколько бы не обращались в Министерство энергетики, сколько бы не направляли им наши предложения, ситуация не меняется. Минэнерго в своем последнем письме рекомендует АО «Конденсат» изыскать возможность приобретения сырья на свободном рынке на общих условиях. Данное предложение является очередной иллюзией вследствие ее неисполнимости по причине отсутствия свободного рынка нефти, так как недропользователи не отпускают нефть по низкой цене для внутреннего рынка, а закупив сырье по экспортной цене, мы не сможем реализовать продукцию из этого сырья на внутреннем рынке ввиду ее высокой стоимости, – говорит Дина Галиметденова.

При полной загрузке завода сырьем НПЗ способен поднять экономику региона миллиардными вливаниями в бюджет, но, видимо, кому-то очень выгодно зарубить курицу, способную нести золотые яйца…

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале