20.03.2022, 10:20
Просмотры: 30

Госзакупки: проще, быстрее и прозрачнее

Каким образом осуществляется процедура по организации и проведению централизованных государственных закупок, какие изменения внесены в Закон РК «О государственных закупках» в 2022 году и как дальше будет совершенствоваться работа в этой сфере на площадке Региональной службы коммуникаций рассказала руководитель управления государственных закупок Западно-Казахстанской области Бибигуль Ниеткалиева.

scale_1200 (1)

Управление государственных закупок Западно-Казахстанской  области в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» определено единым организатором государственных закупок на территории области, осуществляет руководство в сфере государственных закупок. Основной функцией является выполнение процедур по организации и проведения централизованных государственных закупок. Управлением в 2021 году осуществлена 401 государственная закупка на общую сумму 159,4 млрд тенге способами открытого конкурса, конкурса с предварительным квалификационным отбором.  Управление осуществляет государственные закупки согласно перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок, утвержденного приказом министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года.

–   С начала 2021 года в целях оптимизации расходов бюджета и уменьшения доли закупок из одного источника по 4 областным управлениям образования, спорта, природных ресурсов и управление занятости населения, с их подведомственными организациями госзакупки проводятся на областном уровне. Проведены государственные закупки на общую сумму 376,8 млн тенге. В 2022 году работы по централизации государственных закупок были продолжены. В нее также включены областное управление культуры с подведомственными организациями. Для всех ведомств были созданы единые планы госзакупок по каждому направлению и за счет этого разрозненные лоты каждого управления объединены в общую конкурсную массу. Предлагаемый подход в осуществлении государственных закупок позволит оптимально и эффективно расходовать бюджетные средства путем приобретения товаров без посредников по сниженным ценам, снижать коррупционные риски и освобождать бюджетные организации от несвойственных им функций, – пояснила Б. Ниеткалиева.

Один раз в три года

Как отметила спикер, в целях экономии бюджетных средств и обеспечения постоянными рабочими местами были осуществлены государственные закупки на трехлетний период. На 2021-2023 годы сроком на 3 года были осуществлены закупки 13 проектов на общую сумму 1,9 млрд тенге (на 2020-2022 годы 10 проектов на общую сумму 3,9 млрд тенге). Это позволило обеспечить бюджетными средствами с разделением на три года. Также, в связи с длительными сроками процедур проведения государственных закупок, связанные с обжалованием итогов, а в отдельных случаях и судебных разбирательств, трехлетние закупки способствуют обеспечению бесперебойной работы всех коммунальных служб по санитарной очистке города и функционирования освещения.

Предлагаемый подход в осуществлении государственных закупок позволит оптимально и эффективно расходовать бюджетные средства, снижать коррупционные риски. Например, при текущем содержании многолетних зеленых насаждений предусмотрено обязательное заключение договора на трехлетний период с требованиями гарантийных обязательств поставщиков касательно приживаемости саженцев. Возможные риски гибели высаженных растений будут восстановлены за счет средств поставщиков в период действия договора. Кроме того, дополнительная экономия достигается за счет отсутствия необходимости ежегодной высадки и сокращения уходных работ.

Проекты включают: сервисное обслуживание и модернизацию сетей уличного освещения; работы по текущему содержанию многолетних и однолетних зеленых насаждений (в сквере М. Монкеулы в п. Зачаганск, по улицам микрорайонов Астана, Кадыр Мырза Али, Жана Орда, на площади Первого Президента ); техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств регулирования дорожного движения; содержание и эксплуатация фонтанов города Уральска; архитектурная подсветка и техническое обслуживание административных, жилых зданий, содержание автомобильных дорог областного значения, проведение профилактической дезинсекции на территории г. Уральска.

Данные проекты способствуют снижению рисков некачественной работы, достижению запланированных результатов. Оплата будет производиться по результатам работ, оказанных услуг, т.е. за неработающий светофор, погибшее растение оплата производиться не будет. Оплата будет ориентирована на результат.

Все по Закону

В Закон РК «О государственных закупках» и Правила осуществления государственных закупок с начала 2022 года были внесены нижеследующие основные изменения и дополнения.

Первое, с 1 января 2022 года из оснований осуществления государственных закупок способом из одного источника подпункт 42 пункта 3 статьи 39 изложен в новой редакции, согласно которому приобретение товаров до 100 МРП, а также работ и услуг до 500 МРП исключен для всех организаций, за исключением приобретения аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает 3000 (трехтысячекратного) размера МРП (месячного расчетного показателя), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Согласно Закона предусматривается норма о приоритетном осуществлении заказчиком конкурентных способов закупок. Только в случае невозможности использования данного механизма  будет осуществляться закуп из одного источника. Невозможность осуществления государственных закупок конкурентным способом обосновывается в размещаемом отчете о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора. При этом, предусматривается норма о персональной ответственности первого руководителя заказчика по закупкам из одного источника. Это позволит сократить закупки из одного источника.

Второе, в связи с исключением возможности осуществления закупок из одного источника товаров до 100 МРП и работ, услуг до 500 МРП, вводится новый способ закупок в виде Электронного магазина.

– Данный способ будет использовать объективные и прозрачные критерии выбора поставщиков и позволит осуществлять закупки в онлайн-режиме. Государственные закупки через электронный магазин проводятся на однородные товары, общая стоимость которых не превышает четырехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Внедрение Электронного магазина позволит: исключить необходимость предоставления коммерческих предложений, так как цены фиксируются в любой момент в электронном магазине; существенно ускорить процесс выбора поставщика; снизить объемы одного источника, а также повысит экономию бюджетных средств за счет создания прозрачного высоко-конкурентного рынка для малозначительных товаров, работ и услуг; повысить скорость доставки (в том числе снизит процент возврата товара), – отметила руководитель управления.

Третье, в рамках принятых поправок, с 1 января 2022 года запущен Электронный каталог товаров –информационная подсистема веб-портала, предназначенная для формирования унифицированного описания товаров с целью автоматизированной идентификации закупаемых товаров. Внедряется для идентификации товаров и формирования технических спецификаций. Электронный каталог товаров размещен по адресу: https://e-catalog.gov.kz.

– Государственные закупки из электронного каталога товаров будут осуществляться по перечню товаров, утвержденному уполномоченным органом (данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 года). В перечень товаров, закупаемых из электронного каталога, войдут следующие категории товаров: канцелярские товары, хозяйственные товары, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, электротовары. Таким образом, с 1 июля 2022 года, государственные закупки вышеуказанной категории товаров будут осуществляться из электронного каталога товаров в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок. В этой связи, потенциальным поставщикам, поставляющим товары по указанным категориям необходимо для участия в государственных закупках с 1 июля т.г. заблаговременно зарегистрировать свои товары в Электронном каталоге товаров, – сообщила Б. Ниеткалиева.

Кроме того, областным управлением внесены предложения в центральные государственные органы по совершенствованию законодательства.

– Во исполнение поручения Главы государства, данном на расширенном заседании Правительства 8 февраля 2022 года касательно принятия мер по демонополизации строительного рынка и его конкурентному развитию, а также предоставления возможностей субъектам малого и среднего предпринимательства участвовать и выигрывать конкурса по государственным закупкам, предлагается установить новые подходы применения условных скидок. В целях совершенствования законодательства о государственных закупках были внесены предложения в уполномоченный орган в сфере государственных закупок – Министерство финансов РК. Предложения касательно поддержки местных поставщиков при участии в государственных закупках, а именно нахождение потенциального поставщика в соответствующей административно-территориальной единице в границах области, городов республиканского значения и столицы, в которой зарегистрирован заказчик, рассчитываемое при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений в данный момент включен в проект изменений в Правила осуществления госзакупок, – сказала спикер.

Также, в проект изменений Правил включено следующее предложение: при осуществлении государственных закупок инжиниринговых услуг по техническому надзору и (или) управлению проектами, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее свидетельство об аккредитации, выданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Жанна Балыкова

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале