Человеческий капитал и развитие человеческих ресурсов являются основой эффективности государства. Обеспечение населения оптимальными условиями для реализации этого потенциала – стратегическая задача правительства. Главным образом, это инвестиции государства в знания, навыки и здоровье нации, а также обеспечение соответствующих инфраструктурных и административных возможностей для реализации человеческого капитала на благо общества.
В сентябрьском Послании президент Касым-Жомарт Токаев озвучил целый ряд инициатив в рамках реформирования образовательной, медицинской и социальной сфер. По мнению эксперта Института мировой экономики и политики Алии Оразгалиевой, все эти меры позволят приумножить потенциал человеческого развития в стране и повысить уровень удовлетворенности качеством жизни.
– Эти направления стратегического инвестирования со стороны государства взяты неспроста, – отметила эксперт. – Так, по результатам ежемесячного мониторинга ИМЭП за май-июнь 2022 года население страны больше всего волнуют проблемы социально-экономического характера, а повышение качества жизни и общественно-политическая стабильность являются базовыми общественными запросами.
- Изучив Послание, можно увидеть отражение основных общественных запросов населения и соответствующий четкий человекоцентрированный подход, который ложится в основу государственного администрирования и принятия решений, а в качестве основного ориентира взята цель повышения уровня жизни населения в стране, - эксперт Института мировой экономики и политики Алия Оразгалиева.
Что касается образовательных инициатив, то, согласно результатам ежемесячного мониторинга ИМЭП, вопросы доступности и качества образования входят в рейтинг проблем, в большей степени волнующих население страны. При этом для 46% внутренних мигрантов поиск доступного образования является главной причиной смены места жительства, а за качественным образованием казахстанцы нередко уезжают за рубеж, в некоторых случаях – безвозвратно, подчеркнула эксперт.
Для снижения потерь человеческого капитала и повышения доступности качества образовательных услуг президент в Послании предложил порядка 11 крупных инициатив, направленных на развитие услуг на всех уровнях образования.
Среди прочих впервые прозвучала инициатива о повышении социального статуса воспитателей детских садов и их аттестация в целом. Кроме того, была озвучена необходимость кардинально решить вопрос обеспечения детскими садами в соответствии с возросшим количеством рожденных детей в стране, напомнила Алия Оразгалиева. Так, по данным Бюро национальной статистики и Министерства просвещения, в 2022 году только 39,2% детей в возрасте от 2 до 6 лет посещают детские сады. Можно предположить, что к реализации данной инициативы частично будет привлечен частный бизнес через механизмы государственно-частного партнерства.
- Одна из наиболее ожидаемых инициатив президента – национальный проект "Комфортная школа", который должен обеспечить не только необходимое количество школ по стране – а это порядка 800 тысяч ученических мест, но и качественно улучшить условия обучения как в городских, так и в сельских школах. Приоритетом всей инициативы можно считать качественно новый уровень школьной образовательной инфраструктуры в стране, - эксперт Института мировой экономики и политики Алия Оразгалиева.
Говоря об этом, эксперт заметила, что для системы высшего образования, согласно Посланию, приоритетом будет являться обеспечение доступности высшего образования за счет дополнительных источников финансирования и поддержки образовательной экосистемы и студентов. Помимо дополнительных образовательных грантов, льгот и кредитов для студентов, президент предложил ввести альтернативные системы финансирования – образовательные ваучеры в школах и эндаумент-фонды при вузах. Финансовое участие в развитии образовательного учреждения, как показывает мировая практика, повышает требования к ним и, соответственно, качество и престиж.
- Усилия и серьезность намерений правительства по повышению качества образовательных услуг очевидны еще и потому, что в этом году Министерство образования и науки было разделено на два отдельных ведомства, по всей видимости, для лучшей концентрации специалистов на решении узконаправленных задач по отдельности – в системе высшего образования и науки, а также в системе школьного и дошкольного образования и воспитания, - эксперт Института мировой экономики и политики Алия Оразгалиева.