О качестве работ и материалов в автодорожной отрасли доложил в ходе заседания Правительства генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Министерства транспорта Булатбек Айтбаев, сообщает официальный информационный ресурс Премьер-Министра РК.
Фото: иллюстрация zhaikpress.kz
Предприятие осуществляет экспертизу качества работ и материалов, ведомственную экспертизу на средний ремонт и диагностику автомобильных дорог.
«Центр имеет 20 филиалов с аккредитованными лабораториями по стандартам ISO 17025 и ILAC и интегрирован в действующую пятиступенчатую систему контроля качества, применяемую в автодорожных проектах», — сказал Булатбек Айтбаев.
По его словам, данная система определяет порядок взаимодействия всех служб, ответственных за качество производимых работ, с целью своевременного выявления и устранения дефектов на ранних стадиях. Соблюдение принципа пятиступенчатого контроля обеспечивает качество автодорожных проектов, их соответствие всем строительным нормам и правилам, а также безопасность и надежность их эксплуатации.
В целях повышения качества работ предприятие реализует комплекс мероприятий. Ключевым событием текущего года стала масштабная инспекция асфальтобетонных заводов до начала строительного сезона.
«Ревизия охватила 382 асфальтобетонных завода, из которых 109 признаны полностью соответствующими разработанным рекомендациям. Остальным 273 заводам были даны рекомендации для соответствия требованиям, 127 их выполнили и провели мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции», — отметил спикер.
Итоги инспекции доведены до регионов. Подобные проверки будут проводиться ежегодно в преддверии строительного сезона.
Также для минимизации влияния человеческого фактора на результаты экспертизы качества дорожно-строительных материалов Центр активно внедряет автоматизированные системы контроля. Теперь данные с испытательного оборудования в режиме реального времени передаются на единую цифровую платформу «КазРоудЛаб». Это решение обеспечивает прозрачность и объективность оценки качества материалов, исключая возможность искажения информации. На данный момент система уже работает в четырех областях, а полное ее внедрение запланировано на 2025 год.
Центром также внедрен метод штрих-кодирования проб материалов, аналогичный тому, что используется в медицинских лабораториях. При таком подходе отобранные пробы поступают в лаборатории без привязки к конкретному объекту, что исключает предвзятость при проведении испытаний. Благодаря штрих-коду можно отследить всю историю пробы: от момента отбора до получения результатов испытаний.
В целях оптимизации процесса контроля за работами по среднему ремонту автодорог ведется разработка электронной системы ведения исполнительной документации.
«Система, создаваемая по аналогии с системой Е-курылыс, позволит централизованно хранить всю исполнительную документацию и протоколы испытаний материалов. Важной особенностью системы станет невозможность подписания актов выполненных работ без соблюдения всех требуемых процедур», — сказал Б. Айтбаев.
По его словам, за первые 6 месяцев текущего года экспертиза качества охватила 100% объектов республиканской сети и 84% объектов местной сети. В 10 регионах достигнут полный охват местной сети.
В текущем году предприятием осуществлено 5 тыс. выездов, в ходе которых отобрано и испытано порядка 11 тыс. проб материалов. По результатам экспертизы не допущены к применению 16 тыс. тонн асфальтобетона, 27 тыс. тонн инертных материалов и 3 тыс. тонн битума. Наибольшее количество несоответствий наблюдается в Жамбылской, Туркестанской и области Абай.
В ходе экспертизы было выявлено 1,9 тыс. нарушений технологии производства работ, 621 дефект устранен, а оставшиеся взяты на контроль и будут устранены до ввода объектов в эксплуатацию. В результате подрядными организациями перестроено 99 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия, 28 тыс. кв. м основания и заменено 18 тыс. кубометров щебня.
«Еще одним вопросом является игнорирование результатов экспертизы качества со стороны местных исполнительных органов. Ранее имелись случаи ввода объектов в эксплуатацию дорог местного значения по положительным заключениям сторонних лабораторий в обход отрицательным заключениям, выданных Центром качества», — отметил спикер.
По его словам, для предотвращения таких фактов внесены поправки в норматив, согласно которому, в случае привлечения частных лабораторий, отбор и испытания проб должны проводиться комиссионно с участием всех заинтересованных сторон. Кроме того, запрещается ввод объектов в эксплуатацию до полного устранения замечаний, зафиксированных в системе «КазРоудЛаб».
Центром качества на постоянной основе ведется работа по фактам нарушений, допущенных техническим надзором. За последние 2 года направлено 112 обращений, в результате чего ГАСК приостановлено 9 аттестатов инженеров и наложены штрафы на 64 млн тенге. Выявлено более 470 фактов отсутствия служб технадзора на объектах.
Также в 2023-2024 годах выявлено более 130 фактов, где один технадзор одновременно закреплен более чем на 5 объектах. В этом году установлено 54 факта, где один инженер числится в нескольких компаниях и 18 фактов, где один инженер закреплен в разных регионах. В основном выявлены на дорогах местной сети.
Для решения данной проблемы создан электронный реестр инженеров технадзора в системе «КазРоудЛаб», где отслеживаются и фиксируются все подобные случаи. Результаты мониторинга направляются заказчикам для принятия соответствующих мер.