13.06.2023, 10:45
Просмотры: 63

Как купить авто в базовой комплектации

Спрос рождает предложение, а повышенный спрос и нехватка предложений порождают простор для коррупции, недобросовестной конкуренции и возможность продавцам выставлять какие угодно требования, ущемляя права потребителя. «Куда денутся, все равно купят» – по такому принципу работают автосалоны Уральска, навязывая покупателям дополнительные опции и услуги.

photo_380014

Источник фото: Tengrinews.kz

Предложения навязываются в добровольно-принудительном порядке, когда автосалон предлагает купить авто с дополнительной комплектацией и может отказаться продавать автомобиль по цене, установленной в предварительном договоре. Но это прямое нарушение статьи 28 Закона «О защите прав потребителей»,  которая запрещает продавцу обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением дополнительных товаров или услуг. Согласно Предпринимательскому кодексу РК, реализация товара с принудительным ассортиментом, относится к недобросовестной конкуренции. Предпринимательский кодекс разъясняет, что входит в понятие «реализация товара с принудительным ассортиментом». Это любые действия продавца или покупателя, которые устанавливают дополнительные условия и требования, не касающиеся предмета сделки. Убытки, причиненные потребителю вследствие такого нарушения, продавец должен возместить в полном объеме.

Но ввиду того, что в области ощущается дефицит новых авто и, как правило, автомобили бронируются заранее, то требовать соблюдения своих прав и тем более судиться с автодилерами будущие автовладельцы не хотят и соглашаются на все их условия. А зря, ведь соглашаясь на принудиловку и вынужденно переплачивая за дополнительные, порой даже не нужные опции покупатель теряет немалую сумму денег и способствует тому, что автосалоны будут и дальше практиковать получение сверхприбыли.

Снимем автомобиль с гарантии

В основном, автосалоны «привязывают» гарантийным сервисным обслуживанием. К примеру, если обычная замена масла стоит от 15 до 20 тыс. в простом автосервисе, то в дилерских центрах эта же услуга колеблется от 25-30 тыс. тенге и выше, но согласно гарантийному договору, если автовладелец заменит масло в другом сервисе, то автомобиль с гарантии снимается. То же самое предусмотрено и при любом другом незначительном ремонте или обслуживании, которое в простых автосервисах стоит в пять раз дешевле. Автодилеры объясняют это тем, что новые авто особенно дорогие модели, оснащенные сложной электроникой, требуют обслуживания только в своих специализированных центрах, так как автослесари центра обладают большей квалификацией, чем персонал простого автосервиса. Якобы специалисты сервисного специализированного центра проходят дополнительное обучение по каждой новой модели, и оборудование центра позволяет провести более полную и точную диагностику. Доля истины тут, конечно, есть, но замена масла не требует инженерного диплома и специальных умений, с этим может справиться даже сам владелец машины.  По закону запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других, также запрещается навязывать приобретение товаров в качестве условия исполнения гарантийного обязательства. Исключение бывает, если дополнительные товары предусмотрены требованиями изготовителя.

Коврики за 30 тысяч?

Порой доходит до смешного, так, в одном из автосалонов при покупке автомашины покупателю пытались продать фирменные автомобильные коврики за 30 тыс. тенге.

– Менеджер салона уверял, что это фирменные коврики и без них автомобиль они продать не смогут. Что за абсурд? С другими ковриками машина, что ездить не будет? Но здравый смысл восторжествовал только после того, как я пригрозил руководству салона судом, если они откажутся продать мне мой ранее уже забронированный автомобиль. После чего я поехал и купил такие же коврики в одном из специализированных магазинов за 6 тыс. тенге,  – рассказывает житель г. Уральска Рустем Магамбетов. И подобные случаи не единичны. Практически в каждом автосалоне потенциальному покупателю предложат кучу дополнительных опций, половина из которых вообще не нужны, а те, что необходимы, как, к примеру, сигнализация можно установить в два, а то и в три раза дешевле в обычном сервисе.

Потребитель, знай свои права!

В департаменте по защите прав потребителей ЗКО отметили, что с момента создания департамента постоянно поступали и поступают обращения от граждан по различным вопросам в отношении автосалонов.

– В первую очередь – это обращения потребителей, которых не устраивает качество приобретенных авто. Потребителям вследствие этого приходится обращаться в сервисный центр автодилера, а сервисные центры не торопятся либо не хотят качественно и в максимально короткие сроки обслужить покупателя. Продавцы категорически не соглашаются производить замену некачественного товара, хотя такое право потребителя предусмотрено законодательством. И, если учесть тот факт, что большая часть потребителей приобретает товар посредством оформления займа в банках второго уровня, то перед покупателями возникает практически безвыходная ситуация, – рассказывает руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова.

Она также отметила, что имеются жалобы, когда потребитель приходил в автосалон, и решив приобрести авто по указанной цене, сталкивался с тем, что к этой машине он должен приобрести еще перечень товаров, которые не входят в комплектацию авто. Как правило, этот перечень товаров для покупателя обходится в значительную сумму и чем дороже авто, тем выше стоимость навязываемого оборудования.

– К примеру, была такая жалоба, девушка приобрела в одном из автосалонов города автомобиль, денежная сумма в размере полной стоимости автомобиля была внесена, оформлены даже технический паспорт, государственный номер. Однако, когда в город был доставлен автомобиль и потребитель должен был его получить, продавец потребовал доплату еще 200 000 тенге. Свои действия салон объяснял тем, что выросла цена на данный товар. Направление досудебной претензии в адрес продавца с разъяснением нормы ст.  24 Закона имело положительный результат: продавец отказался от требования, и девушка получила свое авто (ст. 24 Закона: продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и внешних витринах торгового объекта). В вышеуказанном случае факт продажи товара и цена товара были  зафиксированы  договором  купли продажи.  Был еще такой случай, к нам обратился житель г. Уральска, который заключил с одним из автосалонов  договор купли-продажи автомашины и произвел предоплату в сумме 2 млн тенге. В течение трех месяцев автосалон обязан был предоставить ему выбранный автомобиль, однако за несколько дней до истечения срока ему позвонил менеджер салона и сказал, что автомобиль доставлен не будет, и он может забрать предоплату. Менеджер не смог объяснить причину отказа, тогда покупатель заехал в салон и выявил там наличие забронированного им автомобиля. Но следом он получил уведомление о расторжении договора, в качестве причины было указано «приостановление производственного процесса заводом-изготовителем». В связи с тем,  что разрешить вопрос в досудебном порядке не удалось, человек обратился в суд с исковым заявлением в отношении руководства  автосалона. В своем иске он просил вынести решение:  о передаче продавцом в собственность истца на условиях заключенного договора-купли продажи  автомобиль, и выплатить неустойку в размере 0,1% от стоимости товара за каждый день  просрочки, а также компенсацию в счет возмещения морального вреда.

Продавец, не согласившись с требованиями истца, вначале направил  встречный иск, затем согласился на выплату неустойки, если заявитель согласится на расторжение договора, а  затем все-таки  решил поставить автомобиль. Судом производство по гражданскому делу было прекращено, а сторонами было подписано соглашение о поставке автомобиля в указанные в соглашении сроки. Вот таким образом удалось забрать из салона  автомашину только через суд.  Не совсем понятны только мотивы, которыми руководствовался автосалон – уверенность в отсутствии потребительской грамотности у покупателя или уверенность во вседозволенности? – рассказала Эльмира Киматова случай из своей практики.

Если на официальном сайте автосалона в прайс-листах или в брошюрах содержатся все существенные условия договора, в том числе указывается официальная стоимость автомобиля, то потребитель вправе купить его по той цене и в той комплектации, которая указана в описании. При продаже товара по образцу или описанию потребитель имеет право на получение именно такого товара, который соответствует образцу или описанию. И продавец обязан передать потребителю такой товар.

Важно помнить, что покупатели имеют право на выбор товаров и услуг и, если потребителя вынуждают купить дополнительный товар, он вправе затем обратиться к продавцу с претензией о возмещении убытков, причиненных вследствие такого нарушения. Претензия вручается продавцу лично, если отказали в принятии претензии, то потребитель имеет возможность направить документ по почте заказным письмом, либо  направить на электронную почту продавца.  Продавец обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.  Если от предпринимателя не поступит ответа или он откажется  возместить причиненный ущерб, то потребитель вправе обратиться в уполномоченные органы и в суд для разрешения вопроса в судебном порядке.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале