Недавно 9-классник (состоящий на учете у психиатра) одной из школ Петропавловска принес на занятия топор и нож и ранил троих учеников, что повергло многих педагогов и родителей в настоящий шок. Что в поведении подростков должно настораживать взрослых, чтобы предупредить проявление подобных инцидентов, и чего в этой работе явно не достает? На эти и другие вопросы мы попросили ответить онлайн-практикующего психолога из Уральска, студентку Московского института Гештальта и Психодрамы Айнур Бисембаеву.

– В последнее время такие случаи, когда ученики, словно теряя разум, нападают на одноклассников – уже не редкость, и это пугает. Какие факторы могли повлиять на проявление подростковой агрессии?
– Грустно, что таких ситуаций становится все больше. И здесь есть немало разных факторов. Подросток может проявлять агрессию, когда он сомневается в том, что его любят, понимают. Под влиянием осуждений от его сверстников, влиянием социальных сетей. Сюда входит и отношение с родителями, окружение, с кем подросток больше времени проводит, чем занимается вне школы, чем увлекается, выстроены ли детско-родительские отношения…
– Какая работа и каких специалистов должна быть нацелена на предотвращение жестокости среди школьников? Чего явно не достает в этой деятельности?
– Прежде всего, требуется забота родителей. Все идет от семьи, как известно. В некоторых школах (в других городах) вводят родительские группы, где обучают взрослых, как общаться, контактировать с ребенком, поддерживать его позитивные качества и обходиться с негативными выражениями. Если у ребенка не будет агрессии внутри, при поддержке он будет воспринимать мир и себя положительно. А мы часто общаемся с детьми только запретами. Среди школьников можно проводить разные мероприятия. Например, раньше было такое хорошее движение в школах, как «тимуровцы», которые помогали нуждающимся людям. Подчеркну, что для школьных психологов не предусмотрены часы, во время которых они могли бы общаться с детьми в виде тренинговой работы, развивая эмоциональный интеллект. Да и не только психолог должен вести эту работу, но и другие педагоги. В силу того, что они больше всего проводят времени, пока ученики находятся в школе, а значит, могут заметить изменения в их поведении. К примеру, обратить внимание на снижение успеваемости, просигнализировать это классному руководителю, который в свою очередь взаимодействует с родителями и выясняет, что же там происходит в семье. Если работа будет системная, а не разовая (т.е. не только школьный психолог или социальный педагог этим должен заниматься), то это и позволит вовремя заметить, что происходит с ребенком.

– А какие ментальные либо другие нарушения у подростков должны насторожить?
– Важно обратить внимание на то, как меняется его поведение. Если школьник раньше был все время активным и веселым и в какой-то момент стал замкнутым, неразговорчивым, угрюмым – это уже свидетельство того, что с ним что-то происходит. Или наоборот, если он был достаточно закрытым, а тут в какой-то момент вдруг улыбается, смеется... Вот такие резкие изменения в поведении всегда настораживают. Обязательно должно насторожить и систематическое проявление агрессии. Ребенок либо подросток все время кого-то обижает, что-то ломает. Это говорит о том, что на душе у него плохо, и он такими действиями просто сигнализирует окружающим об этом. Именно такими действиями он обращает на себя внимание. Если ребенок начинает говорить: «Я не могу сфокусироваться на чем-то», «Я не могу запомнить», «У меня нет энергии», есть вероятность того, что у него начинается депрессия. Если же он начинает рассуждать о суициде, это говорит о том, что очень много накопленной агрессии, которую он не может выразить.
– Как научить ребенка справляться с агрессией?
– Чему бы и как бы мы не учили ребенка, мы сами являемся примером для него. Недостаточно только научить, важно показать на примере. А как мы взрослые справляемся со своей агрессией? Умеем ли мы это делать? Или сразу выливаем всю агрессию на окружающих? Замечу, что агрессия делится на два типа: физическая и вербальная. Первая свойственна более раннему возрасту. Многие мамочки малышей жалуются, что ребенок кусает, бьет по лицу, щипается. Дети в раннем возрасте таким способом коммуницируют с нами. Они защищаются, привлекают внимание, выражают свои эмоции, когда им что-то не нравится.
– Что делать: позволить им щипать, бить и кусать?
– В такие моменты с ребенком важно спокойно разговаривать, без повышения голоса, крика, но сохранять серьезный и строгий тон, чтобы он понял, что такой способ внимания недопустим. К примеру, следует сказать: «Ты делаешь мне больно», «Маме больно от этого». А вот вербальная агрессия – это крики, угрозы, ругань, обзывания. Ребенка важно научить «экологично» ее выражать, то есть найти способ, который даст ему возможность выражать свои чувства, при этом не разрушая окружающих людей (без оскорблений). Например, «я злюсь, когда на меня повышают голос, и мне хотелось бы, чтобы со мной разговаривали спокойно». Если этому научить ребенка, то он не будет аккумулировать эту агрессию. Он будет ее выражать.
– Почему в современной жизни детская агрессия проявляется довольно часто? В чем ее причины, на ваш взгляд?
– Обычно это происходит, когда дома запрещают свободно выражать свои эмоции. Когда родители не принимают ее, а ребенку не остается больше ничего, как выражать агрессию в обществе.
– Какие родительские ошибки могут приводить к проявлению детской агрессии?
– Если ребенок деструктивно себя ведет, это сообщение миру: «Мне плохо», «Мне чего-то не хватает», «Я в чем-то нуждаюсь». Как правило, это нужда в тепле, внимании, любви. Ошибки, если родители запрещают свободно выражать свои эмоции в семье («Не кричи, не плачь!»), а также отсутствие детско-родительских отношений, доверия к ребенку, отсутствие поддержки словами, действиями. Когда у ребенка нет свободы действий дома (когда родители часто запрещают и больше говорят, что делать). Когда родители не принимают агрессию ребенка, не проводят «качественное время» с детьми. Что это такое? Это когда вы, взрослые, полностью посвящаете себя ребенку, а не так, чтобы одной рукой помешивая суп и одновременно разговаривая. Нет! Не обязательно часами проводить время с ребенком. Достаточно 10-15 минут в день, но, качественно. Это, когда вы ни на что не отвлекаетесь, вы слушаете, видите только своего ребенка, интересуетесь им.
– Какие еще советы бы дали: как бороться с детской агрессией, какие воспитательные методы в этом плане действенны?
– Хороший эффект, когда ребенку дают возможность выплескивать свою энергию через спорт, кружки, занятия творчеством. Необходимо проявлять понимание к состоянию подростка. С агрессией не нужно бороться, лучше принять и разрешить, показав своим примером, что любой конфликт можно решить конструктивно. Выстраивать доверительное отношение с подростком, начиная с ранних лет. Дать ему уверенность, что его примут и поддержат, признают его чувства и эмоции без критики и осуждений, помогут в трудной ситуации.
Беседовала
Галина Каренских,
zhaikpress.kz