8.08.2025, 11:30
Просмотры: 245

Казахстан - вторая родина вайнахов

 

Многонациональная семья Казахстана – это результат нескольких миграционных волн. Различные исторические события привели к тому, что в Казахстане было сформировано 17 религиозных направлений, а население составили 130 этнических групп. В современном мире глобализация стирает границы. Поэтому в текущем столетии главным экзаменом для народов станет экзамен на умение сопереживать и не оставаться равнодушными, как это в свое время сделали казахские семьи, испытывавшие в 1930-х годах голод и лишения, но делясь со спецпоселенцами последним, что у них было.

6579afbf-896d-4007-88c1-6119f9f7472b

Для независимого Казахстана этническое многообразие народа является уже устойчивой культурой и частью идентичности. Однако  корни этого уходят далеко в период прошлого столетия. За три десятилетия прошлого века в Казахстане оказались несколько миллионов человек из разных этнических групп. 81 год назад, 23 февраля 1944 года, началось насильственное выселение почти полумиллиона вайнахского населения из Чечено-Ингушской АССР и прилегающих территорий в Казахстан и Среднюю Азию. Операция, готовившаяся втайне и получившая кодовое название «Чечевица», была одной из крупнейших депортаций по этническому признаку в истории Советского Союза.

Перевозка людей осуществлялась в переполненных, промерзших товарных вагонах. На местах ссылки, депортированные оказались без средств к существованию и жилья, что привело к высокой смертности.

«Когда нас депортировали, нас было 9 человек, 6 из них мы похоронили там», – с ужасом вспоминает в фильме один из чеченских аксакалов. «По прибытии мы заболели тифом, от него умерли мой дядя, мой отец, моя мать, двое братьев и сестра», – говорит другой. «Не дай Всевышний ни одному мусульманину и ни одному христианину перенести те муки, что перенесли мы», – произносит с горечью один из героев фильма.

«Солдаты пришли во двор и сказали, что мы должны собираться. То, что видели мы, не передать словами, это очень тяжелое время. Не знали, что делать, куда нас везут. Нас посадили в машину и увезли. Мы ехали в холодных вагонах. Иногда думаю, как человек может вынести столько боли. Я выжил потому, что Аллах даровал мне хорошее здоровье. Супруга и две дочери моего дяди умерли от голода, не было ни еды, ни питья. Я своими глазами видел, как заворачивали трупы в простыню и сбрасывали из вагонов. Наши деды и бабушки помнят, как вагон за вагоном увозили нас в неизвестность, одни горы и разрушенные дома. Мы остались без дома, лишенные всего, кроме веры, которая поддерживала нас в самые тяжелые минуты. Но, когда по прибытии в Казахстан они услышали азан, раздающийся с минарета, этот страх сменился надеждой. Они поняли, что не одни, что оказались среди братьев по вере. Казахский народ, сам переживший голод и страдания, разделил с вайнахами последнее. Они не отвернулись, не испугались, дали кров, еду, заботу, тепло. Благодаря их доброте и милосердию наш народ выжил в те страшные годы. Наша вечная благодарность казахскому народу, чтобы их добро, проявленное к нам, стало источником жизни для других», – рассказывает еще один очевидец тех событий.

Уже после, кто-то вернулся на историческую родину, но многие, ощутив искреннее добросердечие, душевную щедрость казахов и всех этносов Великой казахской степи, ставшей для многих вайнахов второй родной, как и для многих этносов, остались здесь навсегда, обретя дом, семью, надежных друзей. Зародившаяся в трудностях и испытаниях дружба людей стала главным достоянием казахстанцев.

Сегодня все проживающие в стране представители разных этносов являются частью большого казахстанского народа. А в регионах Казахстана заместителями председателей филиалов АНК действуют представители этнокультурных объединений. Так, в ЗКО заместителем председателя областного филиала АНК является Данильбек Саратов, который уже 30 лет возглавляет чечено-ингушское этнокультурное объединение «Вайнах». Он ведет в области большую работу по укреплению и развитию общественного согласия и общенационального единства.

– Сегодня в Чеченской Республике стар и мал чтят Казахстан, казахов и их доброту. Я в прошлом году летом ездил в Чечню с нашим символом – флагом Казахстана, проехал три высокогорных района, и когда встречал горцев, их было от 500 и выше, перед ними поднимал наш казахстанский флаг. Они с такой теплотой отзывались о казахском народе. Один из старцев по имени Була, крепкого телосложения, на чисто казахском языке рассказывал о той жизни, которую он провел в Казахстане. Он не забыл казахский язык и это говорит о том, что вайнахи-чеченцы и ингуши, помнят историю. Мудрость казахского народа преобладала над политикой того времени,- говорит Данильбек Саратов.

Светлана Аманова,

zhaikpress.kz

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале