Совершивший преступление «гастролер», тщательно уничтожив все улики, возвращался по месту своего временного проживания, а его там уже поджидали оперативники. «Классический сюжет, супер крутого фильма»: скажете вы? А, вот и нет, с новейшими методами используемыми криминалистической службой, установление личности преступника дело нескольких минут. Западно-Казахстанская область на первом месте в республике, по эффективности криминалистических учетов, показатель ЗКО - 66,7%, тогда как в других регионах варьируется от 24% до 40%, согласно обзорной таблице МВД.
Работа эксперта криминалиста в большинстве случаев остается за кадром в общей статистике раскрытых преступлений, но именно они, применяя в своем арсенале такие технологии, которые на первый взгляд кажутся из области фантастики позволяют раскрыть самые хитроумные и тщательно спланированные преступления. И как бы усердно преступник не заметал следы, эксперт криминалист найдет улику, незаметную для глаза преступника.
О том, как разрабатывались и внедрялись новые методики и технологии с успехом используемые в борьбе с преступным миром, а также о некоторых секретных ноу-хау рассказал начальник оперативно-криминалистического управления ДП ЗКО полковник полиции Серик Садыков, который стоял у самых истоков становления, современной криминалистической службы.
– После распада Союза произошел резкий рост преступности и это поставило перед правоохранительной системой новые вызовы. Перед нами встала задача найти и внедрить такие методы и технологии, которые позволили бы в кратчайшие сроки и безошибочно идентифицировать преступника. На тот момент единственное чем располагала наша служба была дактилоскопия, также были толстенные журналы, так называемая база подучетных лиц. На поиск по фото уходило огромное количество времени. Сейчас создана единая база комплексно-криминалистических учетов, то есть человек хоть раз совершивший преступление находится в этой базе, его лицо, голос, отпечатки пальцев, его движения на видео, даже его запах. Мы создатели данной программы, она была разработана в Алматы, я лично принимал участие при ее разработке. Сейчас конечно уже разработаны разные версии, которые применяют в других странах, но на тот момент мы были первые кто сделал такую программу среди союзных республик, – говорит Серик Садыков.
К примеру, потерпевший получил угрозы по телефону, либо при грабеже или разбое нападавшие были в масках и нет возможности опознать их в лицо, то преступникам дают прочитать определенный текст и потерпевший по голосу опознает преступника. Это называется фоноскопия. Другой вид криминалистического учета «Образ++». Раньше все фото преступников хранились в печатном варианте, были огромные картотеки. Чтобы все это систематизировать и упростить были задействованы высокопрофессиональные программисты и так появился «Образ++». На сегодняшний день во всех 12 районных отделах полиции ЗКО установлены компьютеры с программным обеспечением «Образ++» версия 3.0. Эта программа позволяет по фото точно установить личность подозреваемого.
– Недавно был раскрыт грабеж, со слов потерпевшего был нарисован портрет подозреваемого этот рисунок пропустили через сканер, и программа выдала точные данные преступника. Так же можно определить личность подозреваемого по походке, если допустим свидетель или потерпевший сомневаются и не могут опознать по лицу и голосу, включаем видеозапись с жестами и походкой подозреваемого и тогда потерпевший точно определяет, что это именно этот человек совершил преступление. Эти криминалистические учеты хороши тем, что позволяют в первые три часа установить личность подозреваемых, пока память свежа и сохраняется четкий образ преступника. Далее потерпевший может забыть все, так как после стресса память стирает некоторые моменты, – рассказывает полковник Садыков.
Еще один вид криминалистического учета – «Папилон». Раньше приходилось обкатывать «пальчики», все это фотографировать и хранить на бумажных носителях. Сейчас есть специальный сканер, он автоматически передает отпечатки в программу, которая за считанные секунды выдаст данные подозреваемого.
Одорология
Но бывают такие преступления, когда нет ни отпечатков, ни потерпевших, ни свидетелей. Тут на помощь приходит наука о запахах одорология и наши четвероногие друзья, обладающие безупречным нюхом. Поначалу этот новый вид криминалистических учетов и исследования в этой области вызывали насмешки коллег.
Но, убедившись в эффективности данного метода, его с успехом применяю все криминалистические службы. Идентификация человека по запаху, позволяет со стопроцентной гарантией установить личность, так как у каждого человека имеется свой индивидуальный запах. Для этой работы используются специально обученные и отобранные только для этих целей собаки. Есть специальная база запахов, применяя специальную технологию запах экстрагируется, то есть изымается и помещается в стерильную банку. Далее в специальной комнате, расставляют несколько образцов, включая запах подозреваемого и собака находит именно тот запах, который остался на месте преступления.
– Случай из практики, во время разбойного нападения на один из банков, преступники работали строго в масках, перчатках, отключили видеонаблюдение, не оставили никаких следов. Но, они бросили машину на которой было совершено преступление и там остался запах, по которому и были определены преступники. И подобных случаев очень много, – говорит Серик Садыков.
Лаборатория полиграфических исследований.
Полигра́ф, или детектор лжи - техническое средство, используемое при проведении психофизиологических исследований предназначенное для оценки достоверности сообщённой информации.
– За изнасилование несовершеннолетней девочки был задержан рецидивист, который уже неоднократно сидел, и он ни в какую не сознавался в содеянном. Стали задавать ему наводящие вопросы и по импульсам стало ясно, что он лжет. Поняв, что его вывели на чистую воду он написал признательные показания, – рассказывает начальник ОКУ.
В 2006 году в Алматы была открыта лаборатория геномных исследований, там проводятся анализы методом полимеразно-цепной реакции. Был случай, когда в сожженной машине были найдены два обгоревших трупа идентифицировать которые, было невозможно и только в лаборатории определили водителя и известного бизнесмена. В системе МВД сейчас две таких лаборатории.
– Раньше для изъятия следов применялись порошки, это затрудняло снятие отпечатков с пористых поверхностей, сейчас применяются пары йода и новое средство цианокрилат. Это также позволяет выявить старые следы даже через несколько месяцев. Есть ряд раскрытий по одному из районов ЗКО, где с помощью генетических исследований мы дали положительную идентификацию, – рассказывает Серик Садыков.
Еще одно ноу-хау криминалистической службы 3Д сканирующая камера, которая полностью снимает помещение, ее устанавливают сразу по прибытии на место. Сьемка производится таким образом, что ни одна деталь не останется не зафиксированной, далее специальная программа с точностью до миллиметра высчитывает расстояние от каждого предмета.
При осмотре места преступления наиважнейшее значение имеет недопущение на место преступления и радиус места преступления посторонних лиц, чтобы не было загрязнения фона. Для криминалиста важно все – пути подхода, пути отхода, одна малозаметная деталь, случайно оброненный волосок и остаток запаха может раскрыть все преступление. Как говорит начальник ОКУ Серик Садыков: «В нашем деле мелочей нет».
В завершение нашего визита начальник ОКУ показывает криминалистическую, передвижную лабораторию на базе автомашины «фольксваген Крафтер». Оборудованная по последнему слову техники, лаборатория позволяет определить преступника за несколько минут.
– В нашей практике масса случаев, когда преступник, совершив преступление еще не успевал доехать до места своего пребывания, а его уже поджидали оперативники. Благодаря новейшему арсеналу и четко поставленной работе нашей службы раскрываемость значительно повысилась. Даже сотрудники центрального аппарата МВД приезжали к нам учиться, говорит Серик Садыков.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz