17.11.2022, 14:30
Просмотры: 59

«Масляное» дело

Один из автолюбителей Уральска купил для своей машины моторное масло, качество которого его не устроило. Покупатель обратился к продавцу и попросил его заменить товар, но получил отказ. При этом одновременно он разместил в соцсетях пост, в котором посетовал на продукцию, что и послужило поводом для судебного разбирательства.   

эльмира киматова

Как рассказала Эльмира Киматова – руководитель департамента по защите прав  потребителей ЗКО, недавно их ведомство принимало участие в судебном процессе в качестве третьего лица по иску, в котором продавец потребовал от покупателя возмещения морального вреда. А произошло следующее. Автолюбитель в одном из магазинов купил синтетическое моторное масло и другие товары на сумму 29625 тенге. Через несколько дней он пришел к продавцу и устно попросил вернуть ему деньги за масло в связи с тем, что его не устроило  качество товара. По  словам покупателя, едва он проехал 1800 км,  масло «сгорело». Но на этом вопрос не решился – продавец посчитал, что причина такого исхода была не в масле, а в моторе автомашины. Тогда мужчина обратился к продавцу уже с письменной претензией, параллельно разместив в соцсети Instagram нелицеприятный пост об этом случае и товаре, который не рекомендовал приобретать ввиду отсутствия у продавца гарантий по его качеству.

– Продавец в удовлетворении покупательской претензии отказал, а после размещения информации в соцсетях обратился в суд с иском в отношении покупателя, – сообщила Эльмира Нуровна. –  Со слов первого, в иске значилось, что данный пост спровоцировал обсуждение продукции, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Между тем масло указанной торговой марки соответствовало всем необходимым требованиям. Продавец утверждал, что не соответствующая действительности и не подтвержденная объективными данными публикация спровоцировала снижение объемов продаж, что в итоге привело к нарушению законных интересов истца, деловая репутация которого пошатнулась.

После этого покупатель обратился в суд со встречным иском, но в его удовлетворении было отказано. Причем, в связи с постом в соцсетях, его действия посчитали, как порочащие честь и достоинство ИП, в результате чего покупатель должен был выплатить продавцу еще и компенсацию морального вреда в размере 100000 тенге, а также оплатить расходы нотариуса и прочих представителей в этом деле вплоть до почтовых, так что общая сумма составила 246537 тенге. Кроме того, в доход государству с него должны были взыскать госпошлину в размере 299 тенге.

Car-Burning-Oil-768x389

– Спешу сказать, что дело завершилось мирным урегулированием, хотя могло быть и гораздо хуже, – отметила руководитель департамента по ЗПП ЗКО. – Изначально была направлена апелляционная жалоба, а в ходе судебных разбирательств стороны пришли к соглашению о мирном урегулировании спора. Так что решение суда первой инстанции отменили в апелляционном порядке с прекращением производства. Однако, согласно условиям, покупатель разместил в соцсетях опровержение. Замечу, что основным доводом апелляционной жалобы и пояснений, предоставленных в судебных разбирательствах нашим департаментом, был неправомерный отказ продавца в удовлетворении требования потребителя о возврате денежных средств, что не было принято во внимание. Продавец отказал покупателю в проведении экспертизы товара в связи с тем, что моторное масло имеет документ, подтверждающий соответствие. Потребителю была предоставлена копия декларации, заверенная печатью самого продавца. Вместе с тем, согласно техрегламенту Таможенного союза, каждая партия смазочных материалов, масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение, должна сопровождаться паспортом качества продукции. Он должен содержать и сведения о сроках и условиях хранения, дате изготовления (месяц, год), номере партии, паспорта и прочем. Также эта химическая продукция должна иметь и паспорт безопасности. И продавец по требованию потребителя обязан предоставить его копию. Однако все вышеуказанные факты, включая соответствие декларации правилам, наличие паспорта на партию товара и другие, в ходе рассмотрения гражданского дела не рассматривались.

В департаменте по защите прав потребителей говорят, что неудачная покупка моторного масла должна стать уроком и для продавца, и для потребителя. Последний должен понимать, чем может быть чревата необдуманная публикация в соцсетях, порочащая честь и достоинство субъекта предпринимательства, а первый – впредь будет внимательнее относиться к просьбам своих клиентов.

В департаменте по защите прав потребителей ЗКО предупреждают покупателей не спешить размещать в соцсетях информацию о некачественном товаре. В этом случае нужно грамотно защищать свои права.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале