На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции РК, Законах РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в РК», «О специальных социальных услугах». Помощь для детей бывает не только физической или финансовой, но и интеллектуальной.
Дети, нуждающиеся в особом внимании, всегда в приоритете Совета деловых женщин ЗКО, поэтому депутат городского маслихата, директор СОШ №36 им. М. Б. Ихсанова Азима Губашева взялась за реализацию проекта «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями».
– Я считаю, что это первый проект в Казахстане, несущий название «Интеллектуальное волонтерство». В нем участвуют психологи, дефектологи, логопеды, учителя физической культуры и художественного труда школ №№5, 6, 14, 16, 18, 20, 21, 26, 38, 45 и другие, а также педагоги дошкольной организации №47 «Байтерек». Координирует работу менеджер ОО «Байтерек» Венера Менеева. 38 педагогов школ делятся между собой своими знаниями, повышая и развивая свой уровень, и передают инновации обществу, а также работают с особыми детьми, проводя мастер-классы, психологические тренинги, семинары, выставки, обучают их, – делится руководитель проекта.
Так, с марта прошлого года заработал проект «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями». В нем задействовано 60 детей ОО детей-инвалидов «Байтерек», которым необходим специализированный подход в обучении. С ними работают около 100 интеллектуальных волонтеров из числа психологов, дефектологов, учителей физической культуры, социальных педагогов. Проект рассчитан на три года.
– Волонтеры занимаются с ребятами гимнастическими упражнениями, проводят консультации, обучают сотрудников общественного объединения современным методикам, знакомят их с новшествами, как надо работать с такими детьми. На базе школ проводят тренинги, семинары, мастер-классы. Еще они задействованы в СОШ №15, там после 9 класса открылся колледж, который посещают 18 учеников. С ними ведется профориентационная работа по тем специальностям, которые они в состоянии освоить. Помимо этого, в прошлом году они помогали в рамках месячника милосердия: в ресторане «Баракат» накрывали для детей ОО «Байтерек» праздничный стол. На базе школы проводили спортивные мероприятия с родителями. Учителя изобразительного искусства к 30-летия Независимости РК, в рамках соцпроекта, нарисовали 30 картин и подарили их ОО «Байтерек», центру «Шабыт» и СОШ №15, – говорит Азима Зиннатовна.
Сначала с волонтерами провели инструктаж, как работать с тем или иным ребенком, определили возложенные обязанности, составили индивидуальные планы работы.
– Наши волонтеры проводят коррекционно-развивающие, инклюзивные спортивные и практические занятия, регулярно организуют творческую терапию, обучают детей социально-бытовым навыкам. К примеру, в 2021 году мы поделились нашей работой в секционной части областной августовской конференции педагогических работников и на региональном форуме Совета матерей при Ассамблее народа Казахстана, провели благотворительные акции для детей ОО «Байтерек», – добавила Азима Зиннатовна.
По словам председателя ОО детей-инвалидов «Байтерек» Мирует Санкаевой, инклюзивное волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах людей с ограниченными возможностями здоровья, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-значимых проблем.
– Волонтеров у нас воспринимают с прошедшей пандемией, когда требовалась помощь людям. Они доставляли находившимся на карантине лекарства и продукты. Но, помимо этого, и в соцсетях широко развито интеллектуальное волонтерство – это когда педагоги, ученые, имеющие знания и опыт делятся научными и инновационными разработками, новыми методиками, проводя мастер-классы, открытые мероприятия, чем развивают инклюзивное общество, – сказала Мирует Булатовна.
Дефектолог Дамир Кушанов имеет за плечами десятилетний стаж работы. Начал трудовую деятельность с детского сада, потом была коррекционная школа, а сегодня СОШ №21. Его воспитанники – это дети с нарушением интеллекта, с которыми он работает в игровой форме, по методике раннего развития Марии Монтессори, с применением специального планшета. Дамир Зайдулович по профессии учитель иностранного языка, но работа с детьми, у которых особые потребности в обучении, заинтересовала его, он решил помочь им.
– На наших занятиях мы используем различные методики, разработанные известными российскими и зарубежными психологами, которые направлены на всестороннее развитие личности. На каждый возраст рассчитана своя программа, начиная с социализации, где ребята учатся общаться, находить общий язык, заканчивая школьной программой. Чтобы в дальнейшем ребенку было легко и у него не возникало стрессов в новой обстановке. На занятиях мы применяем артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Я занимался с мальчиком 15 лет с заболеванием ДЦП. Конечно, у него есть отставание в развитии, но он смышленый. После наших занятий у него проявился интерес к дальнейшему развитию, – рассказывает волонтер Дамир Кушанов.
Учитель-дефектолог СОШ №9 Толкын Ералиева в инклюзивном образовании коррекционной педагогики работает с 2011 года.
– Мне очень хотелось помочь детишкам с особыми образовательными потребностями, потому что сама столкнулась с этой проблемой: у моих родственников были такие дети. Тут специфика в том, что надо работать индивидуально с каждым ребенком, опираясь на их способности довести до уровня возрастной нормы. Есть дети с разными категориями нарушения зрения, слуха, письма и чтения, аутисты, с умственной отсталостью. И сегодня такие детишки обучаются в обычном классе наравне со здоровыми детьми. Инклюзивное образование плотно вошло в школу. К примеру, мы обучаем различать цвета, если не говорящие, то обучаем звукам, слогам, а потом и выговаривать слова. Если ребенок с ДЦП, то обучаем графическим навыкам, мелкой моторике, развиваем память. Я работала с девочкой, у которой была сложная форма ДЦП и она не могла брать пальчиками предметы. В игровой форме я старалась развивать у нее руки, снять напряжение. И только благодаря интенсивным занятиям девочка начала потихоньку писать. Это для нее большая победа, – гордится Толкын Утемуратовна.
В Казахстане интеллектуальное волонтерство приобрело такой характер только у нас в области. Мастерство, ум и знания, опыт всех участников проекта – это необычный вклад в развитие наших детей. Делясь своими инновационными методами, помощью и поддержкой с детьми с особыми образовательными потребностями, волонтеры принесут не только региону, но и стране большую пользу.
Георгий Разваров,
zhaikpress.kz
Фото Георгия Разварова