30.07.2024, 12:00
Просмотры: 27

Модернизация рынков – требование времени

Каждое четвертое воскресенье июля в стране отмечается День работников торговли. Это профессиональный праздник работников, занятых в сфере розничной и оптовой торговли, и производителей, осуществляющих реализацию своей продукции. О реализации государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней и внешней торговли и достижениях отрасли на площадке Региональной службы коммуникаций рассказали руководитель областного Департамента торговли и защиты прав потребителей Эльмира Киматова и начальник отдела предпринимательства и торговли Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО Мейрам Кабдыгалиев.

магазин

Департамент торговли и защиты прав потребителей по Западно-Казахстанской области активно взаимодействует с торговыми объектами региона. В настоящее время в регионе функционируют 9 крупных торговых сетей: «Алтындар», «Пешеход», «Дина», «Лидер», «Суровский», «Светофор», «Анвар», «Mango», «Fix Price», более 2,2 тысячи «магазинов у дома» и 21 торговый рынок.

– За январь-июнь 2024 года объем инвестиций в сфере торговли по Западно-Казахстанской области составил 4,6 млрд тенге, при плановом показателе 3,6 млрд тенге, установленном Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан. В целях развития современных форматов торговли, обеспечения современных условий труда для продавцов и условий для потребителей, снижения теневой экономики в 2015 году по республике началась работа по модернизации рынков. Законодательством установлен единый срок модернизации для всех торговых рынков до 31 декабря 2025 года. Программа модернизации рынков включает в себя перенос старых и временных строений, торговых рядов под открытым небом, торговлю в контейнерах в современные стационарные здания. По Западно-Казахстанской области в Дорожную карту модернизации рынков ранее внесены были 4 рынка «Мирлан», «Михаил», «Колос» и «Өнім, недавно дополнительно включены еще 10 рынков по нашей области. Модернизация – это в первую очередь, социальная ответственность бизнеса, так как рынки, включенные в Дорожную карту, не соответствуют градостроительным, пожарным и санитарным стандартам, – подчеркнула Э. Киматова.

В компетенции департамента также оказание субъектам предпринимательства и потребителям консультативной помощи по вопросам в регулируемой сфере. В этой связи департамент активно взаимодействует со СМИ, выступает на ТВ, размещает информацию на страницах в социальных сетях. Также одним из основных направлений деятельности является мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары и осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.

– В данный перечень входят 19 наименований товаров, в том числе: мука пшеничная первого сорта, хлеб пшеничный из муки первого сорта, рожки, крупа гречневая, рис шлифованный, сахар-песок, масло подсолнечное, говядина, мясо кур, яйцо куриное, соль поваренная. Из овощной продукции в перечень внесены следующие позиции: картофель, морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная. Из молочной продукции присутствуют: молоко пастеризованное и кефир с жирностью в 2,5%, творог 5-9% жирности, масло сливочное не менее 72,5 % жирности. Молоко и кефир должны быть в мягкой упаковке. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» субъект внутренней торговли на социально значимый продовольственный товар устанавливает размер предельной торговой надбавки не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара. Таким образом, субъекты предпринимательства при реализации товаров из вышеуказанного перечня в обязательном порядке должны соблюдать требование вышеуказанной статьи, – отметила Э. Киматова.

Департаментом в настоящее время ведется ежедневный мониторинг торговых объектов на предмет выявления фактов превышения торговой надбавки. В объекты мониторинга входят рынки, торговые сети, магазины у дома. Одновременно при посещении торговых объектов специалисты ведут разъяснительную работу, продавцам раздается информационный материал в виде памяток. Мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары и сопутствующие мероприятия проводятся в целях ограничения роста цен на вышеуказанный перечень. При выявлении в ходе мониторинга фактов превышения и торговой надбавки на СЗПТ субъекты предпринимательства привлекаются к административной ответственности.

По итогам первого полугодия 2024 года, объем товарооборота по области составил 4,5 трлн тенге. Внешнеторговый оборот области со всеми странами по итогам 2023 года составил 7,8 млрд долларов США.

– Экспортные поставки составили 6,6 млрд долларов США, импортные поступления составили 1,2 млрд долларов США. Товары, работы и услуги области экспортируются в более, чем 100 стран мира. Основной объем экспорта приходится на страны: Италия – 3,2 млрд долларов США или 50,9%, Нидерланды – 555,7 млн долларов США или 8,7%, Франция – 324,4 млн долларов США или 5,1%. Импорт: Италия – 71,2 млн долларов США или 14%, Китай – 69,3 млн долларов США или 13,7%, Германия – 55,7 млн долларов США или 11%. Структура экспорта: продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары – 32,2 млн долларов США; топливно-энергетические товары – 6,3 млрд долларов США; древесина, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия – 26,7 млн долларов США. Структура импорта: продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары – 91,9 млн долларов США; продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (включая каучуки и пластмассы) – 70 млн долларов США; металлы и изделия – 46,6 млн долларов США, из них: машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 280,8 млн долларов США, – рассказал М. Кабдыгалиев.

В текущем году планируется реализация 5 крупных проектов в сфере торговли (строительство торговых домов и комплексов, супермаркетов, торгово-офисных зданий) на общую сумму 2 млрд тенге с созданием более 50 рабочих мест. ТОО «Батыс Капитал Лимитед» – строительство оптово-розничного торгового комплекса, ИП «Омаров», ИП «Умиргалиев» и ТОО «Sauna Prov» – строительство торговых домов, ИП «Жеңіс» – строительство супермаркета. Также в рамках государственной поддержки через АО «Фонд поддержки предпринимательства «Даму» разработан механизм льготного кредитования для модернизации торговых рынков. В рамках данного механизма в области планируется модернизация 3 проектов на общую сумму 2,5 млрд тенге – рынок «Алтын Алма» на 2 млрд тенге, рынок «Бақыт жол» – 300 млн тенге, рынок «Өнім» – 200 млн тенге. В настоящее время по торговым рынкам проводится разработка эскизных проектов, снос ветхих строений, монтаж новых торговых павильонов и подготовка документации для переформатирования.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале