1.04.2025, 10:15
Просмотры: 407

Мошенники «разводят» по-крупному

Ненадлежащая защита личных данных граждан способствует росту интернет-мошенничеств.  К такому выводу пришли прокуроры ЗКО, проанализировав все факты кибератак на счета клиентов банков. В надзорном органе отметили резкий всплеск мошенничеств на 44%. С начала года общая сумма ущерба по всем фактам составила свыше 190 млн тенге.

istockphoto-2119269079-2048x2048

Фото:istockphoto 

– Очевидно, что злоумышленники незаконно получают персональные данные граждан, но серьезной ответственности за это никто не несет. Источники утечки до сих пор не установлены. Расследование нескольких уголовных дел показало, что злоумышленники достоверно знали о сумме, находящейся на счетах граждан. К примеру, позвонив 74-летней женщине мошенники прямо указали ей на то, чтобы она перевела 3 млн тенге, которые находились у нее на счету. Откуда мошенники владеют банковскими данными, до настоящего времени не установлено, – рассказал заместитель прокурора Азамат Кустанов.

Он отметил, что мошенники очень хорошо подготовлены психологически, и настолько умудряются ввести в заблуждение граждан, что после разговора с ними потерпевшие еще долгое время находятся под их влиянием и в большинстве случаев самостоятельно приходят в банк для снятия средств или получения кредитов. Так, в декабре прошлого года гржданка «М» под воздействием мошенников обратилась в Уральский филиал Халык Банка, оформила кредит и обналичила собственные сбережения на общую сумму 15 млн тенге.

Заместитель прокурора ЗКО также подчеркнул, что Антифрод-системы не всегда пресекают сомнительные операции, а имеющиеся ресурсы для обеспечения безопасности нельзя назвать эффективными.

– Установлено 8 случаев одновременного оформления кредитов в нескольких банках. Кредиты выдают даже лицам, не имеющим места работы. Так, 10 декабря прошлого года безработная гражданка К. оформила одновременно кредит в двух банках одновременно на сумму 4 млн тенге. Налицо халатность сотрудников, выдавших кредит. Допускаются факты незаконного открытия счетов на иностранных граждан, которые вовсе не въезжали на территорию нашей страны. В последующем данные счета были использованы злоумышленниками. Такие факты требуют особого внимания как со стороны Банков, так и Агентства по регулированию финансового рынка. Финансовым организациям необходимо определить ряд критериев, таких как отсутствие постоянного места работы, преклонный возраст и т.д. для выявления сомнительности кредитов, с постановкой менеджерами ряда вопросов заемщикам, указывающих на добровольность его получения. Как минимум, необходимо обеспечить стабильную трансляцию профилактических видеороликов в отделениях и распространение листовок на банкоматах и терминалах.  Видя такие потери граждан, руководство Банков и их филиалы не должны оставаться в стороне и перекладывать всю ответственность на полицию. Но вместо этого были факты, когда сотрудники банков не разрешали полицейским проводить разъяснительную работу в самих отделениях, ссылаясь на Центральные аппараты, – рассказал Азамат Кустанов.

В качестве положительного примера заместитель прокурора привел опыт «kaspi.kz», где при осуществлении подозрительных переводов на крупную сумму с клиентом связывается менеджер.

С прошлого года введена обязанность банков и МФО приостанавливать взыскание задолженности по мошенническим кредитам на основании представления следователя в порядке ст.200 УПК РК.

– Органы досудебного расследования должны обеспечить направление представлений о приостановлении взыскания, а Банки своевременно их рассматривать. В случае отказа предусмотрена административная ответственность, – подчеркнул А. Кустанов. Он также напомнил гражданам о необходимости соблюдения кибербезопасности, а при поступлении сомнительных звонков из Банка рекомендовал сразу же обращаться в полицию или в Колл-центры банков.

Как операторы сотовой связи продают СИМ-карты «налево»

Закон РК «О связи» запрещает предоставлять услуги незарегистрированным номерам. Однако, как показывает практика, их оборот все еще остается без контроля.

– В этом году в ходе следствия органами полиции установлено 15 таких номеров. То есть, номера, которыми пользовались мошенники, не были зарегистрированы. Решается вопрос об ответственности операторов связи (по ст.637 КоАП – нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи).  Полицией расследуются два уголовных дела в отношении менеджеров сотовых компаний, которые перевыпустили номера пользователей, после чего передали новые СИМ-карты мошенникам за вознаграждение. Эти номера фигурируют в расследовании по факту хищения со счетов потерпевших 1,5 млн тенге. Подозреваемые дали признательные показания. Все это указывает на отсутствие работы по внутренней безопасности и взаимодействия с полицией. Опыт других регионов показывает, что операторы связи имеют возможность помочь полиции в выявлении Сим-бокс оборудования, путем мониторинга аномального трафика в одной геолокации. К сожалению, в данном направлении у нас результатов нет, – рассказал Азамат Кустанов.

Заместитель прокурора ЗКО подверг критике также работу Киберпола и качество следствия.

– Качество следствия на низком уровне. Действует специальное подразделение для расследования таких дел, в производстве которого в текущем году находилось 118 дел, 48 из них прерваны, в суд направлено всего 3 мошенника. В среднем ежедневно регистрируется 3 факта интернет-мошенничеств, и их количество продолжает расти, что свидетельствует о неэффективности профилактической работы. Необходимо совместно с Банками проработать методику анализа и выявления сомнительных кредитов с проведением индивидуальной разъяснительной работы с клиентами, а также заключить соглашения с операторами связи и АО «Казахтелеком» по обмену информацией по каждому аномальному трафику и проведению проверочных мероприятий, – подытожил Азамат Кустанов.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале