Сегодня мало кто знает о сентябрьских событиях 1991 года в Уральске, когда местные казаки праздновали 400-летний юбилей служения казачества российской короне. Тогда город охватили народные волнения, в них приняли участие около десяти тысяч человек со всех окраин нашей области. Журналист, писатель и поэт Мунайдар Балмолда – живой свидетель и непосредственный участник, рассказал в интервью нашей газете о тех событиях, которым, по его словам, так и не дана политическая оценка.
– В преддверии знаменательной даты – Дня Независимости, невольно вспоминаются декабрьские события 1986 года в Алматы, предшествовавшие сентябрьским волнениям 1991 года в Уральске. Расскажите, что для Вас значит эта дата?
– Для меня вспоминать о декабрьских событиях всегда тяжело, вспоминаются слова из стихотворения Жубана Молдагалиева «Мен – қазақпын мың өліп, мың тірілген» и в сердце отдается боль за наш многострадальный народ. На протяжении многих веков казахам пришлось отдавать свои жизни и отстаивать свою Независимость. К сожалению, мы так и не узнали истину, что произошло на самом деле. Сколько молодых людей стали жертвами, инвалидами в те дни? А сколько были убиты. На ваш вопрос я хочу ответить словами песни «Желтоқсан», нашего совместного труда с композитором Кентау Назарбек:
Ұлтымның жеңiсі – желтоқсан,
Бастадың күресті ел тосқан!
«Халықтар түрмесін» күйреттің,
Қаймықпай қарудан, сен соттан!
Қайтпадың керзі етік, күректен,
Айналдым, айбарлы жүректен.
Қасірет-қайғыма бер тоқтам,
Қазақтың намысы – Желтоқсан!
– Что в Вашем понимании Независимость? Что должно стать ценностью для поколения, рожденного в годы Независимости страны?
– Наш народ многое пережил. Наше поколение застало те трудные времена. Во времена Советского союза, вследствие колониальной политики, казахский язык стал притесняться везде. Как можно объяснить то, что нацию с тысячелетней историей, своим языком, страна которой занимает девятое место по площади называли не «казах», а «киргиз-кайсак»? К сожалению, и сейчас есть люди, которые не могут принять тот факт, что мы – Независимая страна.
Так или иначе социалистическая система, хотела она того или нет, воссоздала колониальную иерархию прежних эпох, пусть и не совсем в идентичных формах. Меня удивляет тот факт, что мы в ущерб своему родному языку, говорим на чужом языке. Не все, но многие. В конце прошлого столетия в городском парке можно было увидеть предупреждающую табличку «Вход киргизам и собакам запрещен». То есть, «киргизами» тогда называли казахов. Думаю, один этот факт объясняет многое. За годы колонизации наши предки организовали более 300 национально-освободительных восстаний.
Независимость – великое счастье! Наш народ до казахско-джунгарской войны, вошедшей в историю как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», не признавал никого сильнее себя, не подчинялся другим государствам. Много народа тогда полегло, люди покидали родные места и скитались. Но все же казахи собрались с духом и освободили свои земли. В то время российская империя под видом дружеского союза сумела одеть ярмо колонизации. Дух казахов был сломлен. И с тех пор казахи поневоле стали жить в подчинении. Кто ответит за жертвы империализма и голодомора, декабрьских событий и т.д.? Я не призываю к конфронтации, к каким-либо резким действиям. Я призываю стремиться к национальному, духовному обновлению в науке, творчестве и самое главное, в нашем самосознании. Стоит ли говорить о том, что казахский язык должен стать базовым, наши дети должны получать образование на родном языке. Мы должны стать истинными казахами не по нации, а по духу.
Работа по деколонизации в нашей стране должна была начаться сразу же в 1991 году. Но действия начали приниматься лишь 30 лет спустя. Я не говорю, что меры совсем не принимались, они были, но незначительные. По этой причине наш казахстанский социум разрознен. Надо сообща работать и приложить все усилия, чтобы государственный язык развивался и действовал во всех сферах. Тогда мы достигли бы единения, объединились и стали сильной страной. Вопрос о переименовании населенных пунктов, земель, рек и озер все еще актуален.
Теперь о демографии. Как вы знаете, только сейчас мы достигли количества населения в 20 млн человек. Это радует. Хотя, если бы не скитания и гонения, буквально геноцид казахского народа, нас было бы уже не менее 140 млн человек. Считаю, должна правильно вестись молодежная политика, молодежи надо дать возможность жить в хороших условиях, получить качественное образование и работать на благо страны. Обеспечение жильем остается наиболее коррумпированной сферой. Строительство жилья ведется, но простому народу оно не очень доступно.
Меня нередко приглашают на мероприятия в школах, посвященные теме коррупции. Да, коррупция в нашей стране достигла таких размеров, что даже детям проводят воспитательные часы на эту тему. И я был немало удивлен, когда увидел, что на уроках истории в 10 классе под темой «Мәңгілік ел» ученики изучают послания Н. Назарбаева. Таким образом, мы сами отравляем сознание своих детей. Как говорили наши «алашевцы», троица – язык, менталитет и религия должны упираться ровно, как три опоры треноги. Если одна опора будет непрочной, то вся конструкция упадет. Январские события прошлого года тому подтверждение. Мы обязаны помнить уроки истории.
– Вы принимали участие в декабрьских событиях? Как они повлияли на Ваше становление?
– Думаю, я принял бы активное участие. Но Аллах распорядился иначе. В 1985 году я не поступил на учебу в Алматы и вернулся домой. Я не был там, но подвиг участников декабрьских событий навсегда отпечатался в моем сердце. Многие из них мои ровесники, поэтому близки мне по духу. Декабрь для меня – это дни скорби, гордости, напоминание, что я – казах, воин по духу.
– Вы – участник сентябрьских событий 1991 года в Уральске. Объявляли голодовку. На Ваш взгляд, сентябрьские события – это продолжение декабрьских волнений?
– Я бы сказал, что сентябрь стал конечным итогом всех, более трехсот национально-освободительных восстаний, произошедших до нашей Независимости. В то время уральские казаки собирались праздновать своеобразный юбилей – 400 лет служения царю. Праздник готовился несколько месяцев, несмотря на возражение и мобилизацию казахской национально-патриотической организации «Азат». Лидеры «Азат» не верили им, опасались, что в Уральске могут провозгласить сепаратистскую республику, как в Приднестровье, за год до этого, в сентябре 1990 года. К тому же, в августе 1991 года в Москве прошел путч ГКЧП. Но лидеры уральских казаков игнорировали это и пригласили на свой праздник сотни казаков из РФ. Я, как потомок Исатая и Махамбета батыров, готов был пожертвовать собой ради будущего моей отчизны. Не только я, примкнули к нам и услышавшие об этом многие сельчане со всех уголков области, простые рабочие, молодежь. Волнение охватило казахский народ. Нас объединила любовь к Родине, мы не хотели отдавать нашу землю. Было ли мне страшно? Да. Но с уверенностью могу сказать, если будет необходимость, я готов это повторить еще и еще раз. Толпы военных с оружием стояли перед нами, простыми аульными парнями, и только патриотизм позволил нам выстоять и не упасть духом. Эти события происходили в период с 13 по 15 сентября, а с 15 по 17 октября мы объявили голодовку, требуя от властей дать политическую оценку этим событиям. К сожалению, это так и осталось белым пятном в истории. Все это оказало негативное влияние на мой организм, после этих событий меня еще и травили. До сих пор я восстанавливаю свое здоровье.
– В наше время часто молодежь избегает призыва в армию. Какой совет Вы бы им дали?
– «Бросайся в огонь за Родину – не сгоришь», гласит казахская народная пословица. Нам предки завещали хранить родину, и мы будем завещать это следующему поколению. Защищать Родину до последней капли крови – долг настоящего мужчины. Думаю, те, кто уклоняется от службы в армии, дома не получили должное воспитание. Тот, кого не воспитали как мужчину, вырастает слабым духом, боится элементарных трудностей.
Меня отец с малых лет готовил к службе в армии, закалял мой дух всякими сложными поручениями. Недавно я проводил служить своего младшего сына Елнамыса. Как и мой отец, я сызмальства растил его воином. Много рассказывал о национальных героях, традициях и обычаях нашего народа. Дома я сам занимаюсь спортом, и сын, глядя на меня, закалял свое тело – занимался боксом, участвовал в боях без правил. В результате сейчас он служит в рядах воздушно-десантных войск.
То, что молодые люди уклоняются от службы – прямая вина родителей, особенно отца. У нас не налажена работа по воспитанию и становлению мужчин в учебных учреждениях. Учителя, в основном, женщины, дома воспитанием занимаются тоже матери. О долге перед Родиной даже и не говорится. Поэтому сейчас мы растим изнеженное поколение. Отцы дома должны больше проводить времени с сыновьями. И еще, сейчас в киноиндустрии преобладают фильмы, где все строится на дешевых разговорах. У нас есть программы, где мужчина, переодетый в женское, пустословит. Мало пропаганды мужества. В последнее время участились случаи, когда вследствие насилия в военных частях, родители, отправившие сына в армию, вместо него обнимают цинковый гроб. Это тоже от нехватки воспитания. Офицеры должны вести себя как отцы – направлять и обучать солдата.
– Вы известны как писатель, в свет вышли несколько ваших книг. И все они находят своего читателя. Над какими темами Вы сейчас работаете?
– Благодарю. Да, за это время я написал двадцать книг. Моя любимая тема – честь, любовь к нации, национальное самосознание, национальный дух. На эту тему мною выпущено три книги стихов. Написал также несколько романов, девять пьес. Мои произведения объединяет одно – честь казаха, борьба за землю и свободу, политика деколонизации. Сейчас работаю над третьей книгой четырехтомника «Азу». Одновременно пишу исторический роман «Ақжібек». В 2023 году написал два романа – «Баянқара» и «Жалқара».
«Азу» – произведение отчасти автобиографическое и охватывает декабрьские, сентябрьские, январские события и ситуацию в Жанаозене. А в романе «Ақжібек» описываю красный террор и истребление красными казахов. Роман построен по мотивам рассказов старожилов. Поднимаются многие вопросы. Почему в 1921-1937 годы казахи покидали родные края? Почему они уходили в чужие страны? В книге расскажу о причинах того, что гнало с земли предков казахов. Роман описывает несгибаемую волю и гордый дух моего народа. Мы официально, на политически признанном уровне являемся народом, который сыграл роль спасителя сотни других народов во время одной из самых масштабных волн большевистских преступлений против человечности. То есть интернационализм в позитивном смысле у нас в крови. Это наш нравственный базис. Истинный нравственный интернационализм как признание равенства всех людей и народов. Мы – независимое государство и должны приложить максимум усилий и труда, чтобы сохранить свою выстраданную многими поколениями Независимость. Только так мы можем сохранить лицо перед будущим поколением.
– Спасибо за уделенное время!
Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz