Коррупционные риски в сферах сельского хозяйства и образования на очередном заседании рассмотрели члены комиссии по превенции правонарушений совместно с Антикоррупционной службой ЗКО. Как выяснилось, фактов коррупции по этим направлениям достаточно много.
Рассматривая вопрос рационального использования бюджетных средств, выделяемых на субсидирование по развитию крестьянских хозяйств, которые занимаются племенным животноводством, разговор зашел о качественном субсидировании, о росте поголовья племенного скота, что в итоге должно решать вопросы рынка: обеспечение качественными мясомолочными продуктами нашего населения. Как оказалось, люди получают немалые субсидии от государства на разведение племенного скота, а по факту, его больше не становится. После тщательного рассмотрения были выявлены случаи мошенничества с продажей скота.
– По анализу информационной системы «АИС» установлено, что гражданин А. закупил маточное поголовье крупного рогатого скота и получил субсидию в размере 33 600 000 тенге. Затем продал животных своему брату, и тот опять получил на этот скот субсидии. Второй случай: супруги, проживающие в Акжаикском районе, зарегистрировали на свое имя два крестьянских хозяйства и приобрели друг у друга племенной скот, находящийся в совместной общей собственности. При этом они получили незаконные субсидии. Данные факты прямо свидетельствуют о наличии коррупционных рисков, связанных с хищением бюджетных средств. И такие случаи, к сожалению, имеют место, – посетовал первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО Амантай Рашкалиев.
К тому же, по словам руководителя управления превенции департамента антикоррупционный службы ЗКО Биржана Хайруллина, в рамках проведения мониторинга по субсидированию племенного крупного рогатого скота были выявлены факты неосвоения средств.
– В период с 2019 по 2022 годы на сельское хозяйство было выделено 77,6 млрд тенге. Объем освоенных средств с 2019 по 2021 годы составил 52,1 млрд тенге. Неосвоенных средств в размере 1,8 млрд тенге выявили в 2020 году, а в 2021 году – 1,2 млрд тенге. Согласно правилам объем субсидий утверждается ежегодно до 5 февраля, однако с 2020 года они утверждались с опозданием почти на месяц. Ответственные говорят, что это связано с тем, что процедура согласования очень долгая: ранее регистрацию нормативно-правовых актов проводил местный департамент юстиции, а теперь Министерство юстиции, – озвучил Биржан Хайруллин.
В связи с этим члены комиссии рекомендовали принять меры по утверждению объемов субсидий ежегодно не позднее 5 февраля, а управлению сельского хозяйства области в целях исполнения обязательств по хранению субсидированного племенного скота в течение двух лет инициировать перед Министерством сельского хозяйства РК предложение о наложении обременений в базе данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
– На бумаге все хорошо, растет поголовье племенного скота, а фактически со стороны соответствующих органов имеется бесконтрольность. Поэтому вопрос очень серьезный и требует кардинальных мер. Надо признать, что благодаря таким встречам, обсуждениям на уровне общественности, актуальные вопросы начали решаться, – говорит член областного общественного совета, председатель комиссии по связям с правоохранительными органами по предупреждению коррупции Жанслу Туремуратова.
Также был рассмотрен вопрос коррупционных рисков и в сфере образования. Департаментом проведен тематический антикоррупционный мониторинг по освоению и целевому расходованию средств, выделенных на сферу образования, в частности на приобретение и доставку учебников для организаций образования, организацию бесплатного подвоза учащихся, оснащение учебными кабинетами государственных организаций образования. В Западно-Казахстанской области функционирует 381 школа и ежегодно на сферу образования из государственного бюджета выделяется в среднем 100 млрд тенге.
– В процессе приобретения и доставки учебников были выявлены коррупционные риски в связи с завышением цен на учебники со стороны издательств и организаций, занимающихся оптовыми продажами учебной литературы, выбором неконкурентным способом поставщика услуг при проведении государственных закупок. Также зарегистрированы несколько случаев, когда кабинеты в разных школах, в которых проводят занятия по одному и тому же предмету, оборудовали один на 5 млн тенге, а другой – на 20 млн тенге, – заметил Б. Хайруллин.
В процессе бесплатного подвоза учащихся возможны возникновения коррупционных рисков ввиду отсутствия автоматизированной информационной системы контроля и мониторинга перевозочного процесса учащихся, а именно: при исчислении фактически оказанных услуг, при подписании сторонами акта оказанных услуг.
В этой связи, департамент рекомендовал управлению образования области рассмотреть вопрос утверждения предельных цен на учебники, учебно-методические комплекты и художественную литературу. Проработать вопрос о возможности внедрения в организациях образования автоматизированной информационной системы мониторинга и контроля для транспортных средств. Рассмотреть вопрос об утверждении единой технической спецификации для учебных кабинетов, подлежащих обязательному приобретению, и об определении их средней закупочной стоимости.
– Вопрос обеспеченности учебниками перед началом нового учебного года вызывает определенный ажиотаж, как среди родителей, так и среди учителей. Мы задались вопросом, почему учебники закупаются не у самих издательств, а у каких-то посреднических организаций. Когда готовится заявка для закупа учебников и учебно-методических пособий, обязательно должны собираться заявки по школам. А администрация школы, в свою очередь, должна требовать от учителя информацию с каким автором и с каким издательством ему удобно работать. Согласно правилам, договора должны заключаться с издательством. Но в ходе проверки было выявлено, что поставщики не являются издательствами. Согласно коду экономической деятельности они занимаются другим видом деятельности. К тому же, учебники печатаются в Китае, отсюда ошибки и всевозможные ляпы в заданиях. Неужели у нас нет своих издательств? Поэтому, заслушав все стороны, я внесла предложение, провести анонимное анкетирование среди учителей, – добавила Ж. Туремуратова.
Выслушав всех, комиссия готова провести анализ: насколько сегодня учебники удовлетворяют наше население, а самое главное – учителя. Рекомендации даны в целях недопущения условий, способствующих возникновению коррупционных рисков.
В завершение встречи было отмечено, что все проблемные вопросы будут взяты на контроль. В ближайшее время для их решения начнут вырабатывать предложения.
Георгий Разваров,
фото автора