Судебная система Казахстана – система органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Республики Казахстан в соответствии с Конституцией республики и другими законами.
Судебная власть в Казахстане осуществляется только судами и от имени Республики Казахстан. В судебную систему входят Верховный Суд республики, местные и другие суды республики, учреждаемые законом. Запрещается учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием. Также, полномочия суда не могут быть переданы другим органам. Областные и приравненные к ним суды, образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
В советское время судебная система состояла из: судов СССР (Верховного Суда Союза ССР и военных трибуналов), верховных судов союзных республик, верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, а также судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов.
Суды рассматривали уголовные дела, незначительную категорию гражданских дел, а также материалы о некоторых административных правонарушениях. Суды в этот период были лишь частью правоохранительной системы. Понятия «судебная власть» ни в политическом, ни в правовом, ни в научном лексиконе не существовало, как и не существовало самого принципа разделения государственной власти.
По этой причине с начала правовой реформы была предпринята попытка обеспечить в первую очередь независимость судей, изменив процедуры их избрания, а также создание механизмов, гарантирующих их независимость.
Официальным началом судебно-правовой реформы считается принятая на XIX Всесоюзной конференции КПСС резолюция «О правовой реформе». В документе было прописано повышение роли суда в системе социалистической демократии. Сделать это предполагалось укрепив его авторитет и независимость, а также обеспечив гласность и соблюдение презумпции невиновности, недопустимость обвинительного уклона, независимость прокуроров, допуск защитника на предварительном следствии и в судопроизводстве, увеличение числа народных заседателей при рассмотрении в суде наиболее сложных дел и многое другое.
16 декабря 1991 года была провозглашена государственная Независимость Республики Казахстан. Тогда же было озвучено, что «государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
На тот момент было принято решение о том, что «судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан». При этом высшим органом судебной защиты Конституции являлся Конституционный суд Республики Казахстан. Таким образом, основой для разработки и формирования новой правовой системы республики стали Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.
На этом этапе значительными для судебной сферы явились Законы, принятые в 1992 году: «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», «Об арбитражном суде Республики Казахстан» и некоторые другие.
Учреждение в 1992 году Конституционного суда внесло изменения и новые элементы в провозглашенный принцип разделения властей. Также важно отметить, что до этого времени такой орган как «Конституционный суд» был неизвестен предшествующей советской правовой системе.
Так, Конституционный Суд, в соответствии с принятым Законом РК «О Конституционном Суде Республики Казахстан», провозглашался высшим органом судебной власти по защите Конституции республики. Орган считался самостоятельным и независимым от государственных и иных органов, должностных лиц, общественных объединений, и подчинялся только Конституции РК.
В январе 1993 года была принята новая Конституция, объявившая Казахстан демократическим, светским и унитарным государством. Согласно документу недавно образовавшаяся страна осуществляла свою деятельность в интересах гражданина и обществ, а человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права — считала высшей ценностью государства. В дальнейшем принятие Документа обозначило курс на формирование правового государства и признание приоритета прав человека. Тогда многие положения новой Конституции носили принципиально новый характер, что и определило дальнейшее направление судебной реформы.
Так, впервые в истории законодательства Казахстана на конституционном уровне был закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Также было предусмотрено прямое действие основного Закона страны.
Что касается судебной власти, то впервые было провозглашено о том, что назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод, обеспечении верховенства Конституции, законности и справедливости, распространение судебной власти на все дела и споры. Эти принципиальные положения, предоставляющие суду такие широкие полномочия, свидетельствовали о том, что законодатель признал суд органом власти.
Принципиальным достижением судебной реформы стал Указ Президента от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции обеспечения деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу – Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде.
За годы реформ существенным образом изменился статус судей и всей судебной системы, порядок их назначения и прекращения их полномочий. Создание специализированных судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на районные суды и способствовало улучшению качества отправления правосудия. Значительно улучшилось материально-техническое и финансовое обеспечение судебной деятельности.
В целях повышения уровня доверия граждан к суду, ведется повседневная работа по обеспечению прозрачности правосудия.
В январе 2010 года были созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены дела по особо тяжким преступлениям. Также они рассматривают уголовные дела с участием присяжных заседателей.
Стремительное развитие рыночных отношений и гражданского общества служит предпосылкой дальнейшей специализации судов и судей.
Независимость судьи при рассмотрении в судебном заседании и разрешении в совещательной комнате материально-правового отношения будет выражаться в свободе его волеизъявления, в отсутствии подчиненности его воли интересам другого лица, в отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в результатах рассмотрения судебного дела.
Поэтому фактическая независимость судьи будет проявляться в его беспристрастности как в быту, выборе друзей, круга общения, так и при осуществлении правосудия.
Принцип независимости судьи при отправлении правосудия означает самостоятельность, отсутствие подчиненности и подотчетности судьи при рассмотрении конкретного спорного частного или публичного материально-правового отношения от какого-бы то ни было постороннего воздействия на него со стороны любых физических лиц, должностных лиц государственных органов, в том числе вышестоящих судебных инстанций и судей. Существо содержания правового принципа независимости императивно выражается в том, что при отправлении правосудия судья подчиняется только Конституции и закону. И через принцип независимости судьи реализуют такие принципы как законность судебных актов и беспристрастность, неприкосновенность судьи.
Таким образом, было исключено влияние на суды исполнительной власти.
Логическим завершением этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором заложены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.
Все это было сделано потому, что состояние судебной системы и качество отправления правосудия являются своего рода индикаторами, определяющими состояние законности, правопорядка, правовой защищенности каждого в обществе и государстве.
В настоящее время создана полноценная судебная система, которая во многом отвечает требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Бота МУСТАФИНА,
главный специалист Специализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО