19.09.2024, 16:45
Просмотры: 207

Ни снегохода – ни денег

В пренеприятнейшую ситуацию попал один из потребителей Уральска, купивший по объявлению, опубликованному на странице соцсети Instagram, снегоход. Оплата в свыше полмиллиона тенге была произведена в рассрочку удаленно. По договоренности снегоход должен был прийти с доставкой, однако этого не произошло, к тому же на просьбу вернуть деньги продавец не реагировал.

winter-3911677_1280

Фото: pixabay.com

В этой связи покупатель при поддержке департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО, который выступил в качестве третьего лица, обратился в суд с исковым заявлением о возврате денежных средств. В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком были представлены пояснения, что предпринимательская деятельность им осуществляется в совершенно другом направлении и никак не связана с продажей снегоходов. А что касается конкретного случая, то он сам был обманут, так как деньги, полученные от истца, он сразу же перевел другому человеку. Как выяснилось, его реквизиты были использованы знакомым при условии, что ответчик получает 3% от вышеуказанной суммы. В этой связи, удержав их, он и перевел оставшуюся сумму на номер знакомого. По его словам, таким образом он сам стал жертвой мошеннических деяний и решил, что с него в этом деле не может быть и спроса.

Но не все так просто, ведь эти доводы не отменяют ответственности перед судом. Как следует из судебного решения, «по требованию Гражданского кодекса РК граждане и юрлица при осуществлении предоставленных им прав должны действовать добросовестно, разумно и справедливо, соблюдать требования законов, нравственные принципы общества, а предприниматели – правила деловой этики. Это обязательство не может быть исключено или ограничено условием. Предусматривается добросовестное, разумное и справедливое поведение участников гражданских правоотношений. Не допускаются действия граждан и юрлиц, направленные на причинение вреда другим, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права таким образом, чтобы оно противоречило его целям. Никто не имеет права получать привилегии своим негативным поведением». Согласно смс-записи интернет-магазина, представленной истцом в суд, через социальную сеть Instagram он заказал снегоход марки «Барс» и оплатил указанный счет, в частности, ответчику через приложение «Kaspi Pay». Доводы ответчика о перечислении полученной суммы третьим лицам судом не могут быть учтены, так как с момента поступления денег он несет ответственность. Ответчик должен был знать об опасности совершенного деяния, раз участвовал в незаконных схемах с вытекающими из этого последствиями. Ведь истец перечислил на его счет 550000 тенге, но товар не получил и деньги ему потом не вернули. Ответчик в свою очередь признал, что на его счет поступила сумма от истца. Таким образом, суд с учетом законодательных требований сделал вывод, что требование истца о взыскании с ответчика причитающихся ему свыше полмиллиона тенге является мотивированным и обоснованным. По итогам рассмотрения дела суд принял решение в пользу истца: взыскать с индивидуального предпринимателя-ответчика 550000 тенге и 20000 за частично удовлетворенный моральный вред. При этом сообщается, что данное решение может быть обжаловано судебной коллегией по гражданским делам в областном суде.

– Во избежание потери личного времени и расходов в очередной раз мы призываем потребителей быть предельно осторожными и бдительными при покупке товаров через соцсети, – обратилась к западноказахстанцам руководитель департамента торговли и ЗПП по ЗКО Эльмира Киматова.

Департамент торговли и ЗПП по ЗКО может выступать истцом в судебных процессах и направлять исковые заявления в суд. Он уполномочен участвовать в процессах по рассмотрению гражданских дел о защите прав потребителей в качестве 3-го лица, специалиста государственного органа.

Департамент торговли и ЗПП по ЗКО находится по адресу: г. Уральск, ул. Сарайшык, 44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3-й этаж). Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44. Сообщить о нарушениях потребительских прав можно и через телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства (egov.kz) либо единую информационную систему защиты прав потребителей e-tutynushy.kz.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале