Казначейство является информационной основой для оперативного управления государственными финансами с жестким контролем исполнения бюджетных процедур на всех уровнях. За весь период деятельности казначейство показало себя перспективно развивающимся финансовым институтом. Основное содержание деятельности казначейства проявляется в ходе исполнения бюджета, под которым понимается получение утвержденных доходов и осуществление предусмотренных расходов в течение финансового года. Важным составляющим элементом этой деятельности является кассовое исполнение бюджета, базирующееся на принципе единства кассы. Смысл этого принципа заключается в том, что все бюджетные средства поступают на единый казначейский счет в Национальном банке, с которого затем и осуществляются все расходы.
Казначейская система исполнения бюджета, таким образом, позволяет концентрировать доходный и расходный потоки денежных средств, возникающих в ходе исполнения бюджета, на одном счете. На нем аккумулируются денежные средства из республиканского и местных бюджетов. Казначейством был разработан механизм проведения платежей по ЕКС, создано программное обеспечение. Ежедневно полученная информация по ЕКС обрабатывается и передается руководству и Правительству Республики Казахстан. Таким образом, каждый день отслеживается состояние бюджета: доходы, расходы, остаток денежных средств по областям и в Республике в целом. При таком порядке исполнение бюджета становится более детализированным и прозрачным, существенно ускоряется процесс финансирования.
Проведение бюджетных реформ в Казахстане вызвало необходимость модернизировать действующую систему казначейства. В 2004 году на всей территории Республики Казахстан внедрена информационная система казначейства. На основе программного обеспечения ORACLE разработана новая казначейская система. Она представляет собой комплекс функциональных характеристик, которые направлены на обеспечение главной цели – эффективное управление государственными финансами. Новая система позволяет проводить контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях и принимать обоснованные финансово-экономические решения. Система фиксирует перечисление бюджетных средств в режиме реального времени, отслеживает их расходование по целевому назначению. Интегрированная информационная система «Казначейство – клиент», разработанная на основе программного обеспечения ORACLE, охватывает всю республику и имеет централизованную архитектуру в части хранения и обработки информации. Интегрированная информационная система «Казначейство-клиент» - это один из основных инструментов экономической безопасности страны.
Государственным учреждениям предоставляется возможность оперативно управлять своими счетами, в режиме он-лайн - владеть информацией о состоянии счетов, остатков на них, а также о состоянии платежей. Теперь в режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения финансовые документы автоматически доступны в интегрированной информационной системе казначейства. За счет дистанционного обслуживания государственных учреждений, происходит увеличение скорости обслуживания,сокращение бумажных и транспортных затрат. С внедрением системы «Казначейство – клиент» исполнение документов сократилось с трех дней до одного дня. С 2018 года и по сегодняшний день время обслуживания сократилось до шести рабочих часов. Это в первую очередь это исключает прямой контакт должностных лиц казначейства с Клиентами, что предусматривает недопущение и предупреждение коррупционных действий.
По ЗКО технически оснащены и подключены к информационной системе «Казначейство – клиент» 612 государственных учреждений (в том числе по Республиканскому бюджету 52, Областному бюджету 214, Районному(городскому бюджетам 195), МСУ 151, что составляет 100%.
Законом «О государственных закупках» введен порядок проведения заключения договоров по государственным закупкам. Государственные закупки, заключенные на веб-портале, подписанные ЭЦП госучреждением и поставщиком, сразу направляются на регистрацию в казначейство через ИС «Казначейство – клиент», что способствует освоению бюджетных средств.
Сегодня многими экспертами признается, что в Казахстане сформировано лучшая в Содружестве Независимых Государств современная интегрированная информационная система казначейства.
В коллективах Департамента и территориальных органов казначейства по ЗКО регулярно проводятся семинары по разъяснению законов и приказов по противодействию коррупции. Постоянно контролируется соблюдение сотрудниками Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан. В Департаменте и территориальных органах по ЗКО на постоянной основе функционирует «Телефон доверия». В административных зданиях установлены ящики для заявлений и обращений граждан и юридических лиц. В общедоступном для граждан месте размещены телефоны доверия уполномоченных по этике Департамента казначейства ЗКО, Комитета казначейства и Министерства финансов РК т.е органами казначейства предпринимаются все меры по устранению причин и условий, порождающих коррупцию, так как это является общей приоритетной задачей государства.
В заключение хотелось бы отметить, что подводя итоги работы органов казначейства, можно с уверенностью сказать, что казначейство стало важным инструментом проведения бюджетной политики и управления ресурсами, действенным элементом контроля за использованием бюджетных средств.
Зверева Г.Н,
руководитель отдела предварительного
контроля и проведения платежей
государственных учреждений
местных бюджетов