10.11.2022, 11:15
Просмотры: 67

Под единым шаныраком

На земле Приуралья в мире и согласии проживают свыше 90 этносов. И в этом трудно переоценить роль Ассамблеи народа Казахстана.

фестиваль народов - Каткова (7)

Фестиваль этносов «Өнеріміз саған – Қазақстан» уральцы ждут с нетерпением не просто как концерт или музыкальную программу, а как традиционный совместный праздник, укрепляющий единство казахстанской нации. На этот раз этнокультурные объединения собрались на фестивале «Өнеріміз саған – Қазақстан» во Дворце культуры молодежи г. Уральска. В фойе очага культуры звучала оркестровая музыка, поднимая настроение горожан. Привлекали взор красивые и стройные девушки славянской внешности в казахских национальных костюмах. По словам руководителя городского отдела культуры и развития языков Серика Кайрлиева, фестиваль, проводимый в рамках предстоящего Дня Независимости РК, нацелен на дальнейшее развитие государственного языка, приобщение молодого поколения к казахской самобытности и идентичности.

– Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка. Казахский язык – могучий символ, объединяющий все народы страны. Сегодняшний фестиваль служит продолжением конкурса «Тіл – тұтастық туы», организованного в прошлом году областным филиалом Ассамблеи народа Казахстана, где приняли участие представители различных этносов, - сказал С.Кайрлиев.

фестиваль народов - Каткова (8)

В первом туре фестиваля участники рассказали о своей роли в развитии государственного языка и пропаганде культурного и духовного наследия казахского народа. С интересом слушал зрительный зал выступление представителя общественного движения «Тіл мұра» Ирины Суетиной. Она преподает казахский язык и литературу в СОШ № 26, в совершенстве владеет литературным диалектом. С собой на праздник очаровательная девушка привела двух маленьких дочек: Соню и Ксюшу, которые, следуя примеру мамы, представились на казахском языке. Ирина Александровна считает своим долгом развитие государственного языка и делает для этого все возможное. Эту мысль всячески поддерживает и ее коллега, Галина Балабина, преподаватель музыки, увлеченная казахским народным фольклором. Виктория Бакаушина родом из села Аксуат Теректинского района, на данный момент учится на 2 курсе ЗКУ им. М. Утемисова по специальности «Филология». Третьекурсница вышеназванного университета Аня Карченкина, марийка по национальности, в будущем видит себя учителем, обучающим представителей различных национальностей казахскому языку. Свое выступление представители общественного движения «Тіл мұра» завершили торжественным исполнением Гимна РК. Этнокультурное объединение «Бірлік» из Дарьинского сельского округа представила учитель Светлана Акименко, рассказавшая о высоком предназначении педагога в деле воспитания подрастающего поколения. Татарский культурный центр представлял фольклорный ансамбль «Ялкын». Своим обаянием на сцене покорили зрителей и члены чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах». Каждое выступление сопровождалось длительными аплодисментами. А какие ароматные блюда представили участники во втором туре «Ас – адамның арқауы!» Об истории бешбармака рассказали члены общественного движения «Тіл мұра» и представители татарского культурного центра. В древности, перед угощением гостей бешбармаком, хозяева поверх кошмы в юрте расстилали скатерть. Далее все присутствующие мыли руки. Для этого либо сам хозяин, либо его взрослый сын обходил участников трапезы с кувшином или с тазом. После мытья рук гости рассаживались вокруг скатерти, на которой в больших деревянных чашках уже был подан бешбармак. Во время трапезы хозяин должен был сам угощать гостей. Голова барашка подается самому уважаемому гостю, у которого нет отца в живых. Блюдо с головой преподносит мужчина. Что касается бульона (сорпа), то на западе Казахстана он готовится отдельно и подается непосредственно на стол перед трапезой либо по ее окончании. После этого присутствующие произносили с поклоном благодарственную молитву. Надо отметить, что в некоторых регионах Казахстана, где распространено выращивание риса, например, в Кызылординской области, вместо лапши может использоваться рис. На западе Казахстана блюдо может быть приготовлено из рыбы осетровых пород.

фестиваль народов - Каткова (9)

Об истории кумыса рассказали дарьинцы. Древнегреческий историк Геродот еще в V веке до н.э. восхищался умением кочевников-скифов производить кумыс из кобыльего молока. О кумысе сложились легенды, что он наделяет женщину красотой, а мужчинам дает чудесные силы и здоровье. Современная и народная медицина использует кумыс для лечения туберкулеза. Молочную продукцию: «балқаймақ», «айран», «құрт», «жент», а также «тары-талқан» представили на суд жюри члены чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах». Участники фестиваля также продемонстрировали национальные обряды. В обряде «Тұсау кесу» приняла участие актриса Асель Мамбетова, которая перерезала путы у Софии и Ксении, детей Ирины Суетиной, благословив их на удачу в будущем. Интересно то, что одна из девочек выбрала в обряде книгу, а другая – монеты. Книголюбка в будущем, возможно, станет учителем, как ее мама или известной актрисой, как Асель Мамбетова. А вот девочка, выбравшая монеты – бизнес-леди. Обряд «Қырқынан шығару» показали дарьинцы. Он не случайно проводится через 40 дней после родов, ведь именно первые сорок дней жизни считаются для малыша самыми опасными: чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти. По древнему обычаю, до сорока дней ребенку не стригут волосы и не срезают ногти. А вот когда ребенку исполнялось 40 дней, считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет» – очень часто до этого дня ни мать, ни дитя не показывались на людях, а малыша могли видеть только самые близкие родственники. Так что «Выведение из сорока дней», так переводится название этого обычая на русский язык, его вполне можно назвать и вторым днем рождения малыша, и его «официальным представлением» всем родным и близким. В колыбель ребенка уложили представители татарского культурного центра – «Бесікке салу» и встретили гостей по степному обычаю «Ерулік» – члены чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах». Высокую оценку выступлениям этнокультурных объединений дали члены жюри фестиваля руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Медхат Камбетов, заслуженный деятель культуры РК, лауреат государственной премии «Дарын», обладатель медали «Ерен еңбегі үшін», почетный профессор ЗКУ им. М. Утемисова Асель Мамбетова и руководитель городского отдела культуры и развития языков Серик Кайрлиев. Всем участникам фестиваля были вручены благодарственные письма от акима города М.Сатканова и руководителя КГУ «Қоғамдық келісім» М.Камбетова.

  Светлана Садырова, 

zhaikpress.kz

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале