Языковая инспекция «TILGE QURMET» в рамках соцзаказа продолжает оказывать методическую помощь организациям в вопросах размещения рекламы и визуальной информации.

На этот раз рабочая группа в составе: председателя областного филиала ОО «Қазақ тілі» Алтынбека Абдульманова, главного специалиста отдела ономастики и контроля за визуальной информацией областного управления культуры, развития языков и архивного дела Гулайым Ергалиевой, секретаря председателя ОО «Тіл мұра» при АНК по ЗКО Улбазар Нурмахановой, а также представителя СМИ – корреспондента областной общественно-политической газеты «Приуралье» Светланы Амановой побывала в центре сенсорно-моторного развития детей «Ультрамарин» и ТД «Форум» по жалобе клиентов на отсутствие визуальной информации на государственном языке, также дополнительно провели плановую проверку в международном автовокзале «Hazar».
В центре сенсорно-моторного развития детей «Ультрамарин» оставили разъяснительные письма и провели беседу с администратором. Председатель областного филиала ОО «Қазақ тілі» Алтынбек Абдульманов разъяснил, что в соответствии со статьей 21 Закона о языках в Республике Казахстан «объявления, реклама, прейскуранты, ценники, меню, указатели и другая визуальная информация размещаются на государственном языке, при необходимости также на русском и (или) других языках».

– Я представляю общественное объединение и в рамках проекта предлагаю следующие услуги: консультативно-методическую помощь в переводе материалов на безвозмездной основе. Кроме того, разъясняю, как нужно правильно размещать информацию, – сказал А. Абдульманов.
В ТД «Форум» представители языковой инспекции также оставили письма, в которых разъясняется, какие именно положения Закона о языках в Республике Казахстан нарушены, рекомендации по их устранению, а также к каким правовым последствиям может привести несоблюдение законодательства.
Хотя при посещении международного автовокзала «Hazar» грубых нарушений в размещении рекламы и визуальной информации не было замечено, представители языковой инспекции провели беседу с директором Диясом Джанибековым. В частности, по необходимости использования государственного языка в автобусах, следующих по маршрутам в отдаленную сельскую местность. Нельзя допускать, чтобы реклама в них была только на русском языке. Разъяснили также, что в случае нарушений языкового законодательства ответственность несет прежде всего администрация автовокзала, а не арендаторов бутиков, поэтому с ними надо почаще вести профилактические беседы.
Даже если это международный автовокзал и здесь бывают иностранцы, к примеру, россияне, государственный язык для обслуживающего персонала должен быть на первом месте.
– Все тексты реквизитов и визуальной информации располагаются в определенном порядке: слева или сверху – на государственном, справа или снизу – на русском языках, пишутся одинаковыми по размеру шрифтами. К сожалению, и в ТД «Форум», и на автовокзале далеко не все продавцы бутиков, обслуживающий персонал кафе знают о том, что есть закон о языках и к каким последствиям может привести нарушение. В соответствии со статьей 75 КоАП РК при первом случае нарушения делается замечание, если лицо совершает повторно, то штраф в размере 10 МРП, это 34500 тенге. Дело здесь даже не в штрафе, а в уважении к родине. Кто душой болеет за будущее страны, тот сделает все, чтобы избежать таких последствий, – разъяснила главный специалист отдела ономастики и контроля за визуальной информацией областного управления культуры, развития языков и архивного дела Гулайым Ергалиева.
Светлана Аманова,
Газета "Приуралье"