Интересный случай из своей практики рассказал известный в городе адвокат, который восстановил права инвалида на компенсацию по частичной потере трудоспособности. Занимательно в этой истории то, что несмотря на действующую статью в гражданском Кодексе, а подобной практике мало что известно. Но между тем травматизм на работе явление не такое редкое.
Несколько лет назад по вине работодателя, не обеспечившего безопасность на работе, молодая женщина получила производственную травму. Департаментом социальной защиты ЗКО была определена 100% вина работодателя. Но добровольно работодатель выплачивать ущерб отказался.
– При получении производственной травмы или трудового увечья работодатель обязан возместить вред здоровью. При частичной утрате трудоспособности, то есть если пострадавший работник получил инвалидность компенсационные выплаты должны производится ежемесячно из расчета средней заработной платы или заработной платы пострадавшего работника в процентном соотношении утери работоспособности до утраты срока инвалидности. В зависимости от тяжести травмы инвалидность устанавливается по группам – 1,2,3. Утрата профессиональной трудоспособности определяется в процентах –30%, 50%, 70%. К примеру, если пострадавший работник получал 100 тыс. тенге компенсационные выплаты составят 30, 50, 70 тысяч соответственно утрате трудоспособности, полученной вследствие травмы. Виновность работодателя определяется в соответствие акту N1 и также определяется в процентном соотношении, в акте указывается процент вины работодателя и процент вины пострадавшего работника,– рассказал адвокат Мереке Габдуалиев.
Решением городского суда в 2013 году, работодатель был обязан производить ежемесячные выплаты, но несколько лет он игнорировал решение суда. Директором ТОО, был иностранный гражданин. Добровольно выплачивать компенсацию он категорически отказался. Судебные исполнители не смогли разыскать бывшего работодателя, так как чтобы уклониться от выплаты социальных обязательств он вероятнее всего покинул страну, но при этом не ликвидировал ТОО, так как имелись непогашенные долги по социальным обязательствам. Движимого и недвижимого имущества у ТОО, за счет которого можно было бы погасить образовавшуюся задолженность, судебные исполнители найти не смогли. Согласно статье 940 ГК РК пострадавшему работнику положены ежемесячные выплаты от государства, в тех случаях когда ТОО признано банкротом, но проблема заключалась в том, что директор гр. А не закрыл ТОО и по документам ТОО было, а по факту ни директора, ни ТОО уже не было. Такие случаи встречаются нечасто, поэтому многие люди, столкнувшиеся с подобной ситуацией даже и не знают, о, подобной практике. Не получив положенные выплаты человек не знает куда обращаться и что делать. Походы по инстанциям обычно не дают должного результата. Так было с пострадавшим работником, которая несколько лет пыталась получить положенные ей выплаты, обращалась куда только можно, но самостоятельно решить вопрос не удавалось. Несколько лет женщина была на второй группе инвалидности, затем ей установили третью группу инвалидности без срока переосвидетельствования.
– В подобных случаях применяется практика принудительного банкротства, то есть пострадавший работник, которому положены компенсационные выплаты подает заявление в экономический суд о признании организации банкротом. Причиной для признания банкротом и последующей ликвидации юридического лица в данном случае послужило неисполнение социальных обязательств в течение нескольких лет. Была проделана большая работа по сбору соответствующей документации, и в итоге ТОО было признано банкротом и ликвидировано. Это дало нам право претендовать на получение компенсации от государства. Оператором данной программы выступает Министерство труда и социальной защиты населения, изначально дело рассматривалось в Есильском районном суде, а апелляционной судебной коллегией суда г. Нур-Султан было принято решение в пользу моей подзащитной. В настоящее время решение суда находится на исполнении у государственных судебных исполнителей, – рассказал адвокат.
Мереке Габдуалиев также отметил, что права инвалидов должны соблюдаться неукоснительно.
– Моя подзащитная получила тяжелую травму, она осталась инвалидом на всю жизнь, до сих пор она испытывает серьезные проблемы со здоровьем. По заключению медико-социальной экспертной комиссии установлена частичная утрата трудоспособности, а значит человек не может работать в полную силу. Государством предусмотрены льготы и меры социальной поддержки в таких случаях и соответствующие органы обязаны исполнять законодательные акты, – подчеркнул он.
В этом отдельно взятом случае, пострадавшей стороне в какой-то мере можно сказать повезло, в том, что профессиональный адвокат взялся за это дело. Так как заявитель является инвалидом адвокатские услуги в данном случае были предоставлены в рамках социальной помощи бесплатно. В этой истории интересно, то что без помощи адвоката добиться чего-либо пострадавшему работнику не удалось бы. Несколько лет инвалид пытался получить положенную по закону компенсацию, но компетентно и грамотно разъяснить порядок действий и оказать квалифицированную, юридическую помощь в данной ситуации не смогли ни в одной инстанции.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz