В ходе расширенного заседания Правительства под председательством Главы государства Касым-Жомарта Токаева Премьер-министр Олжас Бектенов озвучил ряд предложений, нацеленных на оздоровление налогово-бюджетной системы и рост экономики, пишет primeminister.kz
Руководитель Правительства отметил, что, несмотря на отдельные положительные результаты, текущая динамика экономического роста недостаточна. Для полномерной реализации промышленного потенциала страны и увеличения количества перспективных проектов необходимо сформировать солидный инвестиционный капитал. Однако этому препятствует недостаточный объем «бюджета развития»: в развитых странах он достигает 25% от всех расходов государства, в Казахстане – 8%. На сегодня из почти 26 трлн тенге республиканского бюджета на развитие идет всего 2 трлн. Все остальное – текущий бюджет, значительную часть которого составляют социальные расходы.
В результате недофинансированными остаются сферы, являющиеся базой экономического развития: электро- и теплоэнергетика, водное хозяйство, газотранспортная система, дороги, инженерные сети и инфраструктура. Не обеспечены достаточной ликвидностью институты развития. Такие условия являются затруднительными для надежного обеспечения высокой динамики роста ВВП.
В этой связи необходимо реализовать комплекс мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы. Текущая налоговая система не только не обеспечивает государству нужный объем инвестиций, но и несправедлива по отношению к предпринимателям. Основная налоговая нагрузка ложится на фонд оплаты труда, т.е. на себестоимость. Еще до того, как товар попал на полку, предприниматель уже вынужден заплатить большую часть налогов.
Для изменения сложившейся ситуации Правительство выступает за перераспределение налогов с зарплат на продажи. Для этого необходимо повысить ставку НДС, одновременно снизив социальный налог и обязательные пенсионные выплаты работодателя. Это повысит конкурентоспособность отечественных предприятий и создаст для них необходимые финансовые резервы. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит бизнесу увеличить заработные платы работников. Дополнительные налоговые поступления будут направлены на стимулирование экономического роста, опережающее развитие инфраструктуры, поддержку перспективных бизнес-проектов в приоритетных отраслях. Средства Национального Фонда будут запрашиваться исключительно для строительства крупных инфраструктурных проектов.
Параллельно с этим будет вестись работа по повышению эффективности государственных расходов и усилению бюджетную дисциплину.
Акцентировано внимание на перманентном росте расходов на субсидирование во всех отраслях без учета их реального эффекта и при слабом контроле со стороны госорганов. Получение субсидий стало частью бизнес-модели отдельных компаний. За последние 3 года по 770 проектам произошло удорожание смет на общую сумму 2,2 трлн тенге. Вместе с тем помимо объективного удорожания есть и спорные моменты.
Более половины расходов республиканского и местных бюджетов – свыше 18 трлн тенге – направляется на социальную сферу. Подчеркнуто, что эффективность данных затрат вызывает большие вопросы. Администраторами социальных расходов являются 9 центральных и все местные исполнительные органы, что влечет за собой разрозненность и недостаточный контроль за расходами.
С использованием цифровых инструментов начато усиление контроля за расходованием бюджетных средств на социальные цели. В пилотном режиме в Таразе, Шымкенте, Туркестане и Уральске внедрен прозрачный цифровой механизм финансирования детских садов. За счет исключения приписок только в четырех городах это позволяет экономить более 20 млрд тенге в год. Данный опыт уже внедряется в столице, до конца текущего года он будет масштабирован по всей стране.
«Социальный кошелек» также становится инструментом усиления адресности предоставляемой господдержки. Через него начали проводить оплату за питание детей и лекарственные препараты для нуждающихся. В целях усиления контроля завершена маркировка бесплатных лекарственных средств.
Пилотно внедрен «цифровой тенге» с функционалом «окрашивания» денег, что позволяет прослеживать всю цепочку расходов до конечного получателя. Сокращены расходы государственного аппарата не первостепенного характера, в том числе текущие расходы, имиджевые мероприятия и командировочные выплаты на общую сумму 410 млрд тенге.
«Работу по повышению эффективности государственных расходов будем усиливать по принципу "бюджетные расходы – в первую очередь на экономическое развитие, социальная поддержка – только реально нуждающимся". Рост экономики должен сопровождаться опережающими инвестициями в инфраструктуру. Однако чрезмерное государственное ценовое регулирование в наиболее капиталоемких секторах экономики затрудняет эту задачу и снижает инвестиционный потенциал. Правительство начало поэтапную либерализацию цен на ГСМ и газ, а также тарифов в сферах ЖКХ и железнодорожных перевозок. Плавный переход к рыночному ценообразованию позволит привлечь необходимые инвестиции в эти сферы и избавиться от рисков дефицита ГСМ. Хочу подчеркнуть, что резкого скачка цен мы не допустим. Принятие озвученных мер обеспечит необходимую динамику экономического роста и структурные изменения экономики», — подытожил Олжас Бектенов.