5.12.2023, 14:47
Просмотры: 58

Премьера  «Бесприданницы»

В театре имени А.Н. Островского начался 165-й сезон, который совпал с юбилеем великого драматурга – в этом году отмечается 200 лет со дня рождения А.Н. Островского. Юбилейный сезон открыла знаменитая «Бесприданница».

премьера - Бесприданница(2)

Еще в начале репетиций главный режиссер театра Оксана Малуша задала труппе установку: «Жестокого романса» на сцене не будет!

– Перед нами стояла непростая задача – поставить миф, который все знают. Об этом произведении у публики сложилось мнение по кинофильму, который стал культовым. Конечно, любое подражание в такой ситуации неуместно. У нас своя концепция, которую мы отточили в процессе репетиций, – рассказала режиссер.

В течение спектакля у зрителей крепло ощущение, что перед ними – «знакомый незнакомец». Те же герои, знакомый до мельчайших подробностей сюжет, но пьеса открывается с какой-то другой стороны. В первую очередь, это заметно по главным героям. Лариса (Виктория Сторожевских, Анастасия Котельникова) с первых мгновений предстает перед публикой в образе куклы – дорогой и красивой фарфоровой игрушки. В течение действия она то и дело «проваливается» в другое пространство, где исполняет механический танец. Девушка не задумывается о своей судьбе, подчиняется маменьке (Светлана Романова). Она носится по сцене с детской игрушкой, как слетевший с дерева лист, влекомый ветром. Режиссер отмечает, что ее Лариса не имеет глубоких чувств, это обычная «дурочка», которых так много в окружающей нас действительности. Девушки хотят легкой жизни, и тратят себя – на что? И что останется у них после бурных приключений, даже не задумываются. Есть ли сочувствие к Ларисе, когда она понимает, что Паратов (Руслан Джумахметов) ее бросает? Каждый зритель сам отвечает на этот вопрос.

Неоднозначные чувства вызывает и фигура Карандышева (Юрий Недопекин). Вот он с упоением рассказывает всему миру, что наконец-то получил компенсацию за все унижения, которые терпел от богатых приятелей. Жениться на красавице, на которую они заглядывались – это же билет в недосягаемое ранее высшее общество! Ликование Карандышева вызывает жалость. Это впечатление подчеркивает его тетка (Юлия Ким), которая своим появлением на сцене снижает накал эмоций – бытовыми заботами. Она бормочет что-то о ценах на уголь, перекладывает столовые приборы, превращая тем самым трагедию в фарс. Комедийную нотку вносит сэр Робинзон (Насим Мамедов), артист гениально воплощает этот образ шута.

«Карандышев в исполнении Юрия достоин сочувствия, – считает актриса Светлана Романова. – Он прощает невесту, сбежавшую в день помолвки. Готов принять ее, несмотря на пересуды и свои разочарования». Действительно, из всех персонажей пьесы именно он глубоко переживает эту трагедию. Роковой выстрел раздается: для пистолета, висящего на стене, нашлось свое дело.  «В этом спектакле много актерских открытий, зрелых актерских работ, – говорит актер Руслан Джумахметов. – С течением времени молодые актеры переходят в другие амплуа.  Мне было интересно играть Паратова, это новая ступень в творчестве. С каждым новым спектаклем мы видим профессиональный рост Юрия Недопекина, Виктории Сторожевских. У режиссера-постановщика есть внутренняя смелость и свобода: Оксана Михайловна нашла свой собственный путь, свой язык – это смелый шаг! Герои, которые были идеализированы, здесь оказались не такими уж идеальными. Мать выставляла свою дочь на продажу – в фильме это было завуалировано, а в лаконичном спектакле предстало во всей неприглядности. А.Н. Островский недаром вложил в уста своей героини слово «вещь». Примечательно, что «Бесприданницу» наш театр ставил в 1952 году».

премьера - Бесприданница(4)

В «Бесприданнице», как и в остальных спектаклях театра, технические цеха проявили свою включенность в творческий процесс. Лаконичные декорации переносят действие и в ресторан, и в богатый дом, и на пароход. Старинное зеркало  дает необходимый штрих, который создает атмосферу прошлого века. Режиссер отошла от русского романса, в «Бесприданнице» звучат арии из опер Моцарта. Педагог по вокалу Любовь Мутагарова вложила немало труда, чтобы актеры пели отрывки из опер, а хореограф Анастасия Поликарпова поставила танцы, которые вплетаются в сценическое действие. Спектакль вызвал большой эмоциональный отклик у публики, дал пищу для размышлений. По первым постановкам видно, что он займет достойное место в репертуаре уральского театра.

Алла Литвинчук

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале