29.02.2024, 15:30
Просмотры: 90

Прошла научная конференция «Қасіретті жылдар – қасиетті жылдар», посвященная 80-летию чечено-ингушской депортации

Гостями конференции стали: ученые, члены этнокультурных объединений, совета матерей, совета аксакалов, представители государственных органов, СМИ, студенческая молодежь. В числе почетных гостей конференции были: заместитель акима области Бакытжан Нарымбетов, руководитель областного управления общественного развития Гульжанар Шукеева, вице-консул РФ в Уральске Хаджимурат Атмурзаев, заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана ЗКУ им. М. Утемисова Турар Шайхиев и другие.

конференция чечен-ингуш (1)

В своем докладе кандидат исторических наук Жаскайрат Ерназаров отметил, что почти полмиллиона жителей городов и аулов были насильно загнаны в вагоны и вывезены далеко от родных мест. По словам ученого, многие воспоминания очевидцев из числа чеченцев совпадают с историческими фактами и событиями прошлого, что подтверждается официальными документами. История изгнания, первые тяжелые годы адаптации спецпереселенцев, регистрация в спецкомендатурах, трудовая и общественная деятельность – все это бережно хранится в их памяти и передается из поколения в поколение. Трудно подсчитать людские, материальные, культурные и нравственно-моральные потери чеченцев во время депортации. Население Чечни потеряло многое и безвозвратно, в том числе своих лучших людей. Потеряны были экономические, материальные, историко-культурные, социальные и художественные ценности, исторические и семейные архивы, формировавшиеся чеченцами на своей исторической земле. Депортация чеченцев нанесла значительный урон растущему индустриальному развитию республики, а также сельскому хозяйству, особенно животноводству. Были утеряны навыки традиционного ведения отгонного животноводства, обработки высокогорных земельных участков, пришло в упадок террасное земледелие. Безвозвратно разрушены и уничтожены многие исторические памятники материальной и духовной культуры чеченцев, утеряны навыки декоративно-прикладного народного искусства, формировавшиеся не одним поколением.

Первое поколение чеченцев сумело выжить в нелегких для них новых условиях, пройти сложный путь бытовой адаптации, овладеть русским языком, достаточным для общения на производстве и в быту. География расселения чеченцев охватила пятнадцать областей Казахстана. Оказавшись в Казахстане, чеченцы не нарушали своего морального кодекса жизнеобеспечения и во взаимоотношениях с другими этносами придерживались своего этнонационального этикета, но на определенном расстоянии и при этом уважая принятые в обществе нормы поведенческой культуры. Жизнеобеспечение чеченцев выработало дух коллективизма и трудовой взаимопомощи. Освоение труднодоступных участков для выращивания зерновых культур, необходимость дачи отпора непрошеным гостям, горе, несчастье, потеря кормильцев в семье всегда сближали людей. Это особенно ярко проявилось в годы депортации.

В мировой практике обычно происходит так: если человек, долго находящийся вне исторической родины, смог выжить в новой среде, то у него слабеет намерение вернуться. Однако у чеченцев такого не происходило в силу определенных обстоятельств, вызванных принудительным выселением из родных очагов обитания. Вне исторической родины человеку сложно сохранять в полной мере национальные традиции и обычаи, а также совершать религиозные предписания. Но к чеченцам Казахстана это отнести нельзя, так как они в основной массе придерживались своих национальных традиций и обычаев, исповедуя каноны ислама. В этнографической науке есть целая концепция под названием «культурный шок». Культурный шок – эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку. Вышеназванный термин был впервые употреблен Калерво Обергом в 1954 году. Иногда понятие «культурный шок» используют для обозначения общей ситуации, когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения. И вот чеченский народ продемонстрировал уникальный пример этнокультурной адаптации сохранив этническую идентичность и самобытность.

конференция чечен-ингуш (2)

В советское время в начальный период депортации чеченцы были лишены возможности читать и писать на родном языке, более того, не могли найти ни одного слова о своем прошлом, об истории своего народа и на русском. Но в чеченских семьях широко распространялась устная народная поэзия, песни религиозного содержания, песни на любовные и патриотические темы. Устная история и фольклор помогла им, живя в Казахстане, оставаться чеченцами и сберечь память о своей прекрасной Родине, сохранить национальную нравственность. Даже в этом рукотворном земном аду, наполовину уничтоженному народу удалось не только выжить, но и сохранить свои честь и достоинство, собственное имя и самобытность. И в этом заслуга, в первую очередь, чеченских женщин-матерей, которые, сами умирая от голода и холода и непосильной работы, а нормы трудовой повинности были высокими, вскармливали и сберегали своих детей. В силу своей высокой нравственности они годами ждали с фронта своих мужей, не смешиваясь с другими этносами, чем спасли полуистребленный народ от ассимиляции.

В Казахстане чеченцы в большинстве своем соблюдают нравственный этикет поведения, который не дал им аккультурироваться и тем более, ассимилироваться в другой иноэтнической среде. В этнографической науке на примере многих диаспор зафиксирован своеобразный парадокс более строгого сохранения этнокультурных устоев у диаспоры, чем у основного населения на исторической родине. Например, у казахов Монголии и Китая.

В жизнедеятельности чеченцев большую роль играет соблюдение внутреннего спокойствия. Под ним они понимают сохранение ясности ума и правил поведения. Чеченцы в целом сдержанны и скромны как в быту, так и на работе. Депортированные чеченцы своим самоотверженным трудом доказывали безосновательность предъявленных им обвинений. Их самоотверженный труд продиктован двумя полярными посылами. Одна часть продолжала проявлять свою преданность Советскому государству, считая акт депортации частной несправедливостью, другая трудилась самоотверженно из-за естественного инстинкта самосохранения, понимая, что это единственный способ доказать свою лояльность властям. Чеченцев всегда отличало групповое самосознание, отличающее от других этносов, а также значительное чувство солидарности и симпатии к своим соплеменникам и ощущение связи с его историческими судьбами. На производстве чеченцы работали с людьми разных национальностей. Это производственная сторона жизнедеятельности чеченцев, но они практически не интегрировались с остальным населением Казахстана, хотя факты смешанных браков были. Со временем они стали самодостаточной в демографическом отношении диаспорой в Казахстане со своими национальными обычаями и традициями. Отсюда и проявлялось обостренное национальное самосознание.

Трудные первые годы жизни в условиях спецпоселения внесли изменения в свадебную обрядность. Еще в пути следования отцы девушек, чтобы сохранить непорочность и честь молодых, договаривались с отцами парней на предмет сочетания браком. Таким образом, с благословения родителей в эшелонах были заключены вынужденные бракосочетания в силу экстремального положения чеченцев. Вот таким мудрым решением родителей скрепили свои сердца на всю жизнь многие молодые девушки и парни брачного возраста.

В Казахстане, где жили чеченцы, обязательным стал обычай поминания умерших «сагадаккхар», окреп статус семьи и роль мужчин и женщин, стало меньше разводов. Непререкаемым стал обычай уважения и почитания старших, среди молодежи воспитывалась память об историческом прошлом народа, все чеченцы знали генеалогию своего тейпа, и, конечно, обязательным было соблюдение норм Корана, поэтому в среде чеченцев трудно было найти атеистов. Это было исключением.

Этнография жизни чеченцев в Казахстане показывает, что они старательно соблюдали свойственные им национальные обычаи и традиции, несмотря на то что находились в мультикультурной среде. Если внимательно приглядеться к чеченцам, то можно заметить у них особенности в поведенческой культуре, отличающие их от других этносов. Например, женщина в повседневной жизни всегда должна быть с левой стороны от мужчины, так как правая сторона более активная, и мужчина в случае непредвиденных обстоятельств мог бы защитить ее. Девушка при встрече отвечает на приветствия, только если это не близкий родственник. Если девушка приветствует первой, то это свидетельствует о ее симпатии к молодому человеку.При встрече людей разных возрастов обязательно первым здоровается младший по возрасту, и если разница в возрасте большая, то не за руку. Чеченцы, родившиеся в Казахстане или прибывшие сюда с детьми и получившие здесь образование, уже обречены совмещать этноидентичность, связывающую их с родительской этнокультурной традицией, с гражданской принадлежностью к казахскому обществу и его культурной среде. Память о родине живет не только у родителей, но и у детей. Эта память укреплена постоянной связью с исторической родиной предков. В Казахстане у чеченцев этническая культура всегда присутствует в семейной жизни в виде обычаев и традиций, сказок, преданий, танцев, песен, колыбельной. Воспитанный в этнической семье, среди своих соплеменников, общаясь при этом с людьми различной национальной принадлежности, чеченец осознает свою специфику и свое отличие о других.

В марте 1995 году Министерством юстиции Республики Казахстан зарегистрирована Ассоциация «Вайнах», в ее состав входят национально-культурные объединения чеченцев и ингушей всех областных центров Казахстана. Первыми руководителями или сопредседателями центра «Вайнах» в Алматы были избраны доктор философских наук, профессор А.Д. Яндаров и доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик НАН РК С.М. Оздоев. Чтобы возродить традиции и обычаи, язык, во всех областях образованы чеченские диаспоры. Во многих городах организованы воскресные школы, НКЦ «Вайнах» ежегодно участвует в выставках национальной кухни, во многих областях действует общественное объединение «Народное согласие». В целом чеченцы интегрировались в социально-культурное пространство Казахстана как этнокультурный народ со своеобразной субкультурой.

Чеченская диаспора Казахстана старается сохранить национальную общинную сплоченность и укрепить национальное самосознание. В настоящее время чеченцы выделяются среди других диаспор устойчивым национально-групповым самосознанием в силу максимальной степени адаптивности в Казахстане, что явилось следствием приспособления еще в суровых условиях депортации к жизни среди местного населения. Другим подспорьем служит религия – ислам, которая в жизни чеченцев помогает сплачиваться в диаспоре, а также сохранить и укрепить этнокультурное своеобразие. Можно утверждать, что чеченцы являются устойчивыми этноконфессиональными группами в полиэтническом обществе Казахстана. В целом, они интегрировались в социально-культурное пространство Казахстана как этнокультурный народ со своей своеобразной субкультурой.

На конференции также были заслушаны доклады кандидата исторических наук Аккайын Балыковой, писателя Айткали Нарикова и других.

Светлана Аманова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале