Об удивительном саде Кайрата Каримова, которого уже без преувеличения можно смело называть «легендой Казахстанского садоводства» знают далеко за пределами нашей страны. Задавшись целью возродить былую славу Уральских яблок, он на собственные средства заложил уникальный сад-питомник, где вместе с супругой занимается научной работой по изучению сорто-подвойных комбинаций в условиях резко-континентального климата.
Входя в ворота этого уникального сада, сразу теряешь ощущение времени и напрочь забываешь о мирской суета и проблемах. Кажется, будто попал в другое измерение, само пространство дышит тишиной, покоем и удивительной гармонией заполняя все вокруг. Поистине, райский уголок – идеальный газон раскрашивают яркие цветочные зоны, где соседствуют неприхотливые эндемики такие как шалфей и требовательные в уходе хризантемы и благоухающие жасмины. Непередаваемой игрой красок наслаждаешься, глядя на пышные кусты барбариса, их тут собрано несколько разноцветных сортов от бледно-зеленого до красно-фиолетового. Кудрявые березы и ивы, краснолистный и черешчатые дубы, штамбовые миниатюрные деревца, разнообразные сорта облепихи и смородины и другие уникальные деревья и кустарники, которые не встретишь больше нигде в области. Стройными рядами стоят хвойники: сосны, ели, лиственницы, туи и можжевельник. Хозяин всего этого великолепия о каждом своем детище рассказывает с любовью и заботой. О каждом дереве своя история, откуда привезено. С особой гордостью Кайрат показывает недавно привезенный с научной конференции саженец тополя, от дерева посаженого самим Сергеем Есениным.
Чета Каримовых довольна известна на всем постсоветском пространстве в среде ученых селекционеров, они постоянные участники различных научных конференций и форумов. Российские ученые с большим уважением относятся к нашим садоводам и дают высокую оценку их трудам. С ним сотрудничают известные НИИ, профессора и академики.Несколько лет назад научное сообщество даже написало письмо Президенту с просьбой поддержать энтузиаста и его уникальный сад, где собран ценнейший генофонд яблонь.
– В конце августа ездили на научно-практическую конференцию в г.Константиново в Рязанской области, где я выступил с докладом «История создания сада памяти им. С.И.Исаева», дочь выступила с докладом «История возрождения садоводства в Западном Казахстане». Там мне подарили саженец от дерева, посаженного С.Есениным, это мемориальный тополь, на следующий год ему будет сто лет. Также участвовали в международной конференции, которая проходила в г.Мичуринске это центр садоводства и единственный город, удостоившийся статуса наукограда. Нашу научную работу по сортоизучению высоко оценили собравшиеся метры садоводства, – рассказывает Кайрат.
Как все начиналось
Самое сердце сада питомника занимают коллекционные яблони их тут более 200 сортов и почти столько же сортов винограда. Здесь собран ценнейший генофонд плодовых деревьев для резко-континентального климата. Он не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Глядя на все это великолепие, даже не верится, что девять лет назад здесь были непролазные заросли дикого клена. История питомника началась в 2014 году с аренды большого участка в 7 гектаров на берегу Садовского озера. Почти год ушел на расчистку от поросли и выкорчевку пней. Все началось с обычной дачи, страсть супругов к садоводству привела к тому, что дачных соток стало мало и тогда они решили заложить свой сад. Имея свой небольшой бизнес, все работы проводили на собственные средства никаких субсидий и дотаций не брали. С посадочным материалом помогла Исаева Ирина Сергеевна дочь выдающегося селекционера Исаева С.И. ученика и последователя самого Мичурина. Сергей Иванович внес неоценимый вклад в сортообразование яблонь, его методикой селекции пользуются до сих пор. Поэтому, когда был заложен сад, Кайрат назвал его в честь выдающего ученого - «Международный сад-питомник памяти Сергея Ивановича Исаева». Ирина Сергеевна называла Кайрата своим «сыном от садоводства», а посаженный им сад – «грибницей будущих садов Евразии».
– У Уральского садоводства очень богатая история и первые упоминания о наших яблоках были еще в 18-19 веках. В 1910г. наш уральский анис был отмечен золотой медалью на всемирной выставке в Париже. Сведения о яблоневых садах Приуралья можно встретить в очерках краеведов с восемнадцатого века, историки пишут, что вокруг Уральска было около семисот садов. Яблоки экспортировались в Москву и Санкт-Петербург к царскому столу. Именно наш регион с его климатом и биохимическим составом почвы позволяет получить самые богатые микроэлементами и отличающиеся многообразием вкусов яблоки. Наша область находится в местах слияния трех рек и очень перспективна как для любительского, так и для промышленного садоводства. Но, для этого нужны специальные сорта, способные давать хороший урожай в условиях резко-континентального климата. Этой научно-исследовательской работой мы и занимаемся, – объясняет Кайрат.
От почки до яблока
По словам селекционера, каждый сорт в разных климатических условиям может повести себя совершенно непредсказуемо и только методом кропотливой работы получится определить подходящие сорта. К.Каримов показывает несколько недавно собранных пурпурно алых яблок. Как оказалось, этот сорт в другой климатической зоне дает полосатые плоды. Тут же стоит маленькое дерево, ниже человеческого роста, усыпанное крупными яблоками, диву даешься как такие громадные плоды держат маленькие ветви.
– Это сорт «Скиф», на карликовом подвое, крупноплодный. Одно яблоко может вырасти до 500 грамм. В нашем саду много крупноплодных сортов, которые отлично плодоносят в условиях нашего климата, – говорит Кайрат.
Экспериментальный сад питомник не приносит дохода, розничной реализацией выращенных плодов Каримовы не занимаются, так как проводят научные исследования. За каждой яблоней со времени ее посадки ведется наблюдение, фиксируется все от первой почки. Записывают сколько дерево набрало бутонов, сколько завязалось плодов, сколько яблок сбросило, сколько выспело, каждый плод взвешивается. Также фиксируется вкус плода его витаминный состав. И так каждый сезон. На основании проведенных исследований отбираются лучшие сорта. Это очень кропотливая и трудоемкая работа. В саду свыше пяти тысяч деревьев. Все эти исследования необходимы для того, чтобы понять: будет ли рентабельным и высокоурожайным сорт в промышленных садах. Прежде чем получить однолетний саженец, сначала нужно вырастить подвой- материнское растение, корни для будущего дерева, через год сделать привой, с сортового, плодоносящего растения срезать почку и привить ее, потом пересадить привитое деревце. Три года уходит на получение саженца, который считается однолетним. Всю эту работу Кайрат с супругой делают вдвоем.Помимо яблонь здесь растет свыше 200 сортов винограда, все они укрывные, то есть каждую лозу на зиму нужно уложить в специальную яму и укрыть. Это также занимает немало времени. Обилие вкусов и форм просто поражает. В специальных мешках, для защиты от ос висят огромные грозди. Виноградарь говорит, что некоторые сорта могут дать гроздь весом свыше двух килограмм. Вкус также может варьироваться в зависимости от условий, то есть даже, один и тот же сорт в разные года может дать разные пор вкусу ягоды. Поэтому у виноделов вино делится по годам.
Некому на земле работать
Своими секретами выращивания Кайрат щедро делится со всеми желающими, в 2021 году он был координатором проекта «Мой двор – мой сад», в течение года он не только реализовывал саженцы плодовых деревьев и кустарников, но и консультировал, как сажать, как ухаживать за плодовыми деревьями, чтобы получать хорошие урожаи. В том же 2021 году в шести школах Астаны было высажено около сотни саженцев яблонь из питомника им.С.И.Исаева. Также регулярно проводил мастер-классы по правильной посадке и обрезке яблонь, дни открытых дверей и ярмарки распродажи посадочного материала. Сейчас как он сам признается времени на все это нет, все занимает работа по саду.
– Некому на земле работать, потеряли люди страсть к земледелию. Нет добропорядочных рабочих, которым можно доверить уход за садом. Уже даже и не ищу никого, тратить время обучать все показывать, а потом уходят даже не предупредив. Сейчас остался один помощник, остальное все с супругой вдвоем, – сетует Каримов. Случайные люди здесь надолго не задерживаются, а близкие по духу, кто бы, как и он с душой относился к земле, пока не встретились.
Воплотится ли мечта?
Свою мечту разбить в Уральске ботанический сад Кайрат Каримов вынашивал давно. Три года назад проект был одобрен, сейчас ведутся подготовительные работы. По словам Каримова на обслуживание ботанического сада по предварительным расчетам потребуется около 5 млн. тенге ежемесячно. Плюс ко всему нужны специалисты.
– По задумке этот сад должен стать визитной карточкой нашей области, здесь можно будет проводить научно-практические конференции и заниматься научной работой. Также в планах работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, здесь ученики школ смогут изучать биоразнообразие и ухаживать за растениями. Работы и вложений очень много, нужны теплицы для экзотических теплолюбивых видов. Здесь можно проводить работу по районированию различных деревьев и кустарников для городского озеленения. Ведь ни для кого не секрет, что деревья в нашем городе посажены очень давно, зеленый фонд устарел и нуждается в обновлении. Хочется сделать такой сад, чтобы наши жители могли увидеть редкие растения, которые не растут в нашем регионе, – говорит Каримов.
Очевидно, что такой масштабный проект в одиночку невозможно реализовать, нужны серьезные меры господдержки, а их нет, но есть высоко классный специалист, обладающий профессиональными компетенциями, научной базой и горящий желанием сделать для города ботанический сад. Возможно, высокопоставленные лица из Минсельхоза и Минэкологии обратят внимание на важность и значимость реализации проекта, ведь во всем Западном регионе нет ничего подобно и помогут с финансированием или местные власти ради имиджа области все таки поддержат знаменитого садоводаи зацветет ботанический сад во благо всех жителей региона.
Зацветут ли сады у нас?
К сожалению, былая слава приуральных садов незаслуженно забыта и наш регион ошибочно считают неблагоприятным для ведения промышленного садоводства. Несмотря на часто приезжающие делегации высокопоставленных чиновников из столицы и местных деятелей, помощи и поддержки уникального сада от властей нет. Но, Каримовы не отчаиваются и дальше продолжают вести свои работы по сортоизучению и подбору сорто-подвойных комбинаций для резко-континентального климата. В противовес мнению о нерентабельности садов в Западном регионе можно поставить труды селекционера Л.А.Котова из Екатеринбурга, который вывел сорта яблонь для сурового сибирского климата и его сорта плодоносят в промышленных садах Сибири, а там климат похуже нашего. Порядка 20-ти сортов яблонь, выведенных сибирским садоводом, растут и в саду Каримова. Еще одним веским аргументом можно считать Мичуринские и Барбастаусские сады, которые давали отличные урожаи во времена союза. По воспоминаниям старожилов в советское время в каждом колхозе и совхозе был свой фруктовый сад. С развалом союза и коллективного хозяйства все сады погибли, но все шансы на их возрождение есть. Увы, мало кто сможет заложить промышленный сад на собственные средства, так как технически это очень дорого. Помимо подходящего участка обязательно нужна система капельного орошения. При обычном поливе вода не проникает глубоко, а при капельном орошении влага добирается до самых корней. К тому же в условиях вододефицита поливать так как раньше с открытого водоема уже не получится. Кроме системы орошения необходимы профессиональные средства для обработки от вредителей и многое другое. Приобрести такое оборудование даже в лизинг сможет далеко не каждое фермерское хозяйство. Ну и конечно, невозможно вырастить сад, не имея занний. Сад -это очень долгосрочные вложения, первого урожая стоит ждать не раньше 2-3х лет, а чтобы сад вышел на промышленную мощность и стал приносить стабильный доход нужно не менее 5-ти лет. Очевидно, что здесь нужны серьезные меры господдержки, но, таких программ для нашего региона нет, поэтому и нет своих садов. Потенциал области остается не реализованным, а прилавки завалены безвкусными с низким содержанием витаминов импортными фруктами. При достаточном внимании Минсельхоза и разработке доступного субсидирования ЗКО могла бы внести огромный вклад в импортозамещение. Благо есть свой питомник с подходящими сортами и научные разработки имеются, глупо не использовать такие возможности, тем более в то время, когда все острее становятся вопросы продовольственной безопасности. А всего то лишь нужно поддержать уникальный экспериментальный сад и дать возможность развивать это направление.
Евгения Максимова,
газета "Приуралье"