Несмотря на то, что ежегодно на ремонт дорог г. Уральска из бюджета тратятся немалые суммы, ям и выбоин на городских трассах меньше не становится, даже на тех участках, которые ремонтировались относительно недавно. В этом году, например, отремонтировали и недавно открыли участок дороги по улице Гагарина, в данное время идет ремонт дороги по улице Айтиева, в этой связи возникает резонный вопрос «долго ли прослужит новый асфальт?» Заведующий сектором автомобильных дорог городского отдела ЖКХ ПТ и АД Ерлан Шайхиев уверяет, что отремонтированная дорога должна прослужить как минимум 5-6 лет.
– Да, много жалоб на плохое качество дорог. Это не означает, что дороги строятся, как попало, технология строго соблюдается. Стоит учесть тот факт, что переезжают много людей в город, и он разрастается с каждым годом. Как следствие, растет интенсивность движения – машин стало в 3-4 раза больше по сравнению с прошедшим пятилетним периодом, растет нагрузка на дороги. Тот состав асфальтобетонной смеси, который применялся еще при Советском Союзе, уже изжил свое. Асфальт на наших дорогах начинает проседать и трескаться под напором такого большого количества автомашин уже на 2-3 год эксплуатации. Кроме того, его разрушают дожди и талые воды, которым некуда стекать с дорог, потому что из-за экономии средств по проектам большинство новых дорог строится без учета обустройства арыков. К тому же много проезжает большегрузных машин с весом до 30-40 тонн, а городские дороги предназначены для легковых машин и выдерживают до 7-10 тонн. Достаточно одной трещины, туда начнет стекаться вода, и далее будет идти разрушение основания, – говорит Е. Шайхиев.
– Современная технология минимизирует такие риски. Если капитальный ремонт дороги подразумевает наслоение основания – земли, щебня, ПГС, затем сверху ложится асфальт, то при среднем ремонте от основания дороги убирают до пяти сантиметров покрытия и сверху накладывается широко распространенный ныне материал – щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА-20). ЩМА более устойчив к осадкам – он более пористый по своему составу, влага спокойно просачивается сквозь него – и в результате покрытие дороги не разрушается, – рассказал спикер.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон – монолитный материал, образующийся после уплотнения и остывания до температуры окружающей среды щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Наибольший размер зерен щебня до 20 мм. Применяется для устройства верхних слоев дорожного покрытия толщиной 4–6 см. Эта разновидность асфальтобетона каркасного типа для устройства дорожного покрытия была разработана в 1960-х годах в ФРГ. Отличается высокой деформативностью при растяжении и прочностью при сдвиге, пригоден для сильно загруженных магистралей. Для ЩМА характерно высокое содержание щебня из плотных горных пород, который образует каменный скелет, успешно сопротивляющийся деформациям сжатия и сдвига. Еще одной особенностью ЩМА является присутствие стабилизирующих волокнистых добавок, обычно это целлюлозные волокна, которые предназначены для удержания связующего (битума) от стекания. Типичный состав ЩМА включает 70 – 80 % щебня, 8 – 12 % наполнителя, 6 – 7 % связующего и 0,3 – 0,5 % волокна.
– Объясню, что ни одна дорога не сдается в госэкспертизу с браком. Мало того, при ремонте автодорог за подрядчиками по строительству и ремонту городских трасс идет технический и авторский надзор. В течение ряда лет мы заключаем договора с областным филиалом национальной компании «Центр качества дорожных активов» на инспекцию городских дорог во время ремонта. Перед укладкой асфальта приходят специалисты данной компании, исследуют состав асфальтобетонной смеси, щебня. К слову, у них имеется своя лаборатория. Затем выдают нам результаты, – рассказал Ерлан Шайхиев.
Кроме того, после укладки асфальта на каждом квадратном метре просверливают «дырки» для того, чтобы проверить качество дорожного полотна и взять пробы для исследования. Так как нужно предоставить результаты лабораторного анализа дорожного полотна на соответствие его современным требованиям ГОСТ. Для такого лабораторного анализа из дорожного полотна извлекают цельные куски в виде цилиндрических столбиков – керны. Все выявленные нарушения и дефекты специалисты отдела ЖКХ отрабатывают вместе с подрядчиками. Если дорожные компании медлят с устранениями этих нарушений, ГАСК выписывает им штрафы.
Как рассказал Ерлан Шайхиев, в этом году по городу планируется провести средний ремонт по девяти объектам, среди них также улицы Гагарина и Айтиева. На 6 объектах, в том числе и по улице Айтиева будет работать компания «Адал Арна», имеющая немалый опыт в строительстве. 80% дорог Уральска в прошлом году отремонтировала именно эта компания. У ТОО имеется свой асфальтобетонный завод, современная и в достаточном количестве техника, опытные сотрудники.
Как отмечает подрядчик, на средний ремонт дороги по улице Айтиева до ул. им. Дины Нурпеисовой, протяженностью 2,3 км и стоимостью 166 млн тенге, заказчик дал два месяца. По словам спикера, нехватки в специалистах нет. На месте работают семь бригад по пять человек. Практически все этапы укладки дорожного полотна выполняет техника при помощи специального компьютера для точного расчета. Рабочие лишь контролируют и управляют процессом.
– Срезанное старое верхнее покрытие дороги – вторичный асфальт или как еще его называют – асфальтовая крошка является вторичным материалом от переработанного полотна дороги. Данный продукт, который получается путем снятия асфальта (полного или частичного) с покрытия дороги мы постелили на улицу Егизбаева протяженностью 2 км, на которой с советских времен не было ремонта. Со временем машины своей нагрузкой уплотнят дорогу, осадка сделает свое дело и покрытие превратится в «холодный» асфальт. Жители довольны, слякоть им больше не страшна. Это и есть безотходное производство. В настоящее время на месте работают 20 самосвалов, два асфальтоукладчика «Vogele», 8 катков с различным тоннажем, два грейдера, два экскаватора и два трактора, – рассказал начальник участка Шахрух Шухратов.
– У каждого подрядчика есть гарантийные обязательства – от 3 до 7 лет, в течение которых они обязаны устранять дефекты на отремонтированных ими дорогах. Мы ежегодно весной осматриваем эти участки вместе с подрядчиками, и, если есть замечания, на месте заполняем акт. Указанные дефекты подрядчики устраняют за свой счет в установленный им срок в зависимости от сложности работы, – подытожил Ерлан Шайхиев.
Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz