Обмеление реки Урал, несанкционированные свалки, несоответствие полигонов ТБО экологическим нормам, недостаточная материально-техническая база, нехватка специалистов, мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, неисполнение предписаний экологов местными исполнительными органами. Об экологических проблемах, причинах им способствующих и запланированных мероприятиях по их решению рассказал главный государственный экологический инспектор по ЗКО Мурат Ермеккалиев.
Причин, способствующих такому положению дел множество. Из-за многолетнего маловодия происходит деградация экосистемы реки Урал, что приводит к усыханию пойменных лесов и лугов, сокращению биоразнообразия растительного и животного мира. Что угрожает самому существованию реки, которая является основным источником питьевого и хозяйственного водоснабжения области. Одна из причин негативно влияющих на гидробаланс реки – это неудовлетворительное состояние водозаборных и водоотводных сооружений в городах Уральск и Аксай. По данным департамента экологии по ЗКО, износ канализационных очистных сооружений по г.Уральску составляет 34%, канализационных сетей – 62%. По г. Аксаю 79%. КОС г.Аксая находится в неудовлетворительном состоянии.
– По области основными водопользователями для промышленных и жилищно-коммунальных хозяйственных целей из реки Урал являются АО «Жайыктеплоэнерго» и ТОО «Батыс Су Арнасы». Забор воды АО «Жайыктеплоэнерго» в 2017 году составил 11,2 млн м3, в 2018 – 8,4 млн м3, в 2019 – 10,4 млн м3 при утвержденном ежегодном лимите – 11,7 млн м3. При этом фактический объем сброса воды составил: в 2017 году – 6,9 млн м3, в 2018 – 5,1 млн м3, в 2019 – 4,1 млн м3 при утвержденном ежегодном лимите – 8,9 млн м3, так как отсутствует система повторного использования воды. Теплообменная вода сбрасывается в водный объект – «Солдатская старица», который соединен с р.Урал. Забор воды ТОО «Батыс Су Арнасы» в 2017 году составил 8 млн м3, в 2018 – 8,4 млн м3, в 2019 – 8,8 млн м3 при утвержденном ежегодном лимите – 9,5 млн м3. При этом, фактический объем сброса воды в реку Урал составил: в 2017 году – 0,7 млн м3, в 2018 – 0,7 млн м3, в 2019 – 0,8 млн м3 при утвержденном ежегодном лимите – 0,8 млн м3. Очистных сооружений для очистки промывных вод фильтров на территории ВОС не предусмотрено, вода повторно не используется. В результате в период с 2017 по 2019 год установлены неоднократные превышения загрязняющих в воде при сбросе промывных вод в реку Урал, – поясняет главный госинспектор департамента экологии Мурат Ермеккалиев. С целью решения данной проблемы был разработан рабочий проект «Реконструкция оборотного водоснабжения ТЭЦ АО «Жайыктеплоэнерго» в части замены градирни» и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Объявлен конкурс на выполнение данных работ. А также разработана проектная документация «Реконструкция водопроводных очистных сооружений в г.Уральске ЗКО, проектной полезной производительностью 30000 куб.м/сут», предусматривающая строительство сетей оборотного водоснабжения для ТОО «Батыс су арнасы». В настоящее время проект дорабатывается с учетом замечаний РГП «Госэкспертиза». На сегодняшний день оба проекта АО «Жайыктеплоэнерго» (городская ТЭЦ) и ТОО «Батыс су арнасы» включены в Дорожную карту по комплексному решению экологических проблем.
Экологам вход воспрещен?
Введение моратория на проверку субъектов МСБ во многих случаях ограничивает уполномоченные органы, которые не могут оперативно провести внеплановую проверку.
К примеру, у нас в городе подавляющая масса автомоек подключена к водопроводу и городскому коллектору, что дает дополнительную нагрузку на городской коллектор и представляет нецелевое использование питьевой воды в очень больших объемах. Но проверить деятельность данных субъектов экологи не могут ввиду объявленного моратория. На автомойках должны использовать систему очистки и повторного использования воды, но данное оборудование не могут себе позволить приобрести местные предприниматели, ввиду его неподъемной стоимости. Это отдельная тема и здесь нужен механизм государственной поддержки. Также экологи не могут самолично организовать проверку деятельности субъектов МСБ, даже если есть подозрения на то, что они нарушают экологические нормы. Прежде, чем осуществить проверку, они должны отправить запрос в центральный комитет, но перед этим предоставить результаты анализов. Без разрешения пройти на территорию бизнес-объекта для забора материала лаборанты не могут. Только после получения соответствующего разрешения от МЭГПР РК инспектора могут осуществить проверку, но ее еще нужно зарегистрировать в органах правовой статистики. Бывают моменты, что одно и то же ТОО на одном сайте числится как субъект среднего бизнеса, хотя является крупным предприятием, на другом как субъект малого бизнеса – из-за этого тоже возникают разногласия. Помимо существенных ограничений по работе и бюрократических препонов у экологов остро стоит вопрос недостаточной материально-технической базы и нехватки кадров. Так, на все 12 районов ЗКО в департаменте экологии всего 9 штатных единиц инспекторов, 2 из которых вакантны, и сейчас на всю область работают всего 7 специалистов. Кроме того, у департамента всего две служебные машины, которым по 16-17 лет и единственная на всю область передвижная лаборатория. Естественно, при таком количестве штата и транспорта экологи никуда не успеют. Даже само здание, где располагается департамент экологии, давно обветшало и нуждается в ремонте. Хотя, это памятник истории, но денег на ремонт не выделяют, так как это республиканское учреждение, а ведомственным бюджетом ремонт здания не предусматривается.
Погрязнем в мусоре?
Также большая проблема, которая уже несколько лет не находит своего решения – это несоответствие полигонов ТБО экологическим нормам и несанкционированные свалки вокруг населенных пунктов.
В области имеются два полигона размещения ТБО, по одному в г. Уральске и г.Аксае. Первый введен в эксплуатацию в 1975 году, второй в 1986 году. Экологи просто уже закрывают глаза на то, что проектные сроки эксплуатации закончились, но полигоны продолжаются эксплуатироваться. Допускается нарушение технологии захоронения отходов, их горение, разнос легких фракций отходов по близлежащей территории. Несмотря на введение в эксплуатацию мусоросортировочной линии она не загружена на полную проектную мощность – нет рабочих. Кроме того, имеется перечень отходов, которые вообще нельзя вывозить на полигоны ТБО для захоронения. Эти виды отходов должны проходить сегрегацию, делиться по фракциям, но ничего этого не делается. Это касаемо полигонов в Уральске и Аксае, которые имеют хоть какие-то разрешительные документы. Относительно сельских населенных пунктов, то там полигонов как таковых нет вообще. В районах области полигонами ТБО называют 145 поселковых свалок бытовых отходов. Никакой проектной документации по строительству данных объектов никогда не было. Метод размещения отходов – навалом, технология захоронения отходов не соблюдается, собственные карьеры грунта отсутствуют. Из документации только акты об отводе земель, естественно, данные территории не соответствуют никаким экологическим нормам и требованиям к полигонам ТБО. К этим «официальным» свалкам как правило затруднен проезд, нет дороги, поэтому сельские жители особо не озадачиваются проблемой вывоза мусора и вывозят отходы в леса, лесополосы и просто за село. Все это ветер разносит на большие расстояния, вследствие чего прилегающая к селам территория выглядят удручающе. Помимо всего прочего в районных центрах области централизованная система канализации отсутствует, сброс стоков ведется в септики и выгребные ямы. Мест для сброса сточных вод нет, по сути, ассенизаторы должны возить канализационные стоки в пункт приема на КНС, но никто этого не делает. Слив стоков из септиков повсеместно производится в естественные понижения местности, рядом с сельскими свалками. Согласно данным космического мониторинга, на территории города Уральска и двух прилегающих к нему районов (Бәйтерек и Теректинский) зафиксировано порядка 253 объектов несанкционированных мест размещения отходов, 205 из которых были ликвидированы. Но зачастую ликвидация свалок происходит только на бумаге, несмотря на предписания, сельские акимы не в полном объеме выполняют требования экологов.
– Когда мы проводим проверки, выезжаем на места, свалки как были, так и есть. За нарушение требований экологического законодательства в прошлом году были привлечены к административной ответственности по представлению прокуратуры акимы 3-х сельских округов Теректинского и Бурлинского районов. Ответ всегда один: «Нет финансирования». Необходимо строительство новых полигонов в городах Уральск и Аксай, а также рекультивация старых. Требуется разработка технико-экономического обоснования для строительства стандартных однотипных полигонов ТБО в районных центрах области, за счет местного бюджета ликвидация незаконных свалок, – говорит М.Ермеккалиев.
Эмиссии, основные загрязнители и куда идут экологические платежи
Несмотря на то, что в ЗКО находится крупнейшее газоконденсатное месторождение, по данным департамента экологии, состояние окружающей среды области характеризуется как стабильное, а Западно-Казахстанская область считается одним из экологически благополучных регионов страны.
По данным департамента экологии, выбросы загрязняющих веществ в 2020 году по области составили 33,3 тысяч тонн, в 2021 году – 27,7 тысяч тонн, что составляет 1,1% от общих выбросов по республике (2,4 млн тонн). За 7 лет на системной основе удалось снизить их на 38,6 тысяч тонн. В 2015 год – выбросы составляли 66,3 тыс. тонн. Из 27,7 тысяч тонн основные выбросы – 17,7 тысяч тонн или 64%, составляют от крупных предприятий области I категории (КПО б.в. – 4,7 тысяч тонн, ТОО «Жаикмунай» – 4,3 тысяч тонн, УМГ «Уральск» ЗАО «Интергаз Центральная Азия» – 2,0 тысяч тонн, АО «Конденсат» – 0,9 тысяч тонн и т.д.), остальные 36% (10,3 тысяч тонн) от предприятий II, III и IV категорий. Сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в 2021 году составили 63,1 тысяч тонн, что составляет 6,2 % от общего количества сбросов по республике (1020,2 тысяч тонн). Из них сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные объекты в 2021 году составили 4,1 тысяч тонн (за последние 7 лет находятся в пределах 4-6 тысяч тонн). Из общего объема сброса по области 59 тысяч тонн (93%) приходится на закачку в подземные горизонты компании КПО б.в., остальные объемы сбрасываются коммунальными предприятиями области: ТОО «Батыс су арнасы» – 2,8 тысяч тонн, ГКП «Аксай жылу куат» – 0,8 тысяч тонн, АО «Жайыктеплоэнерго» – 0,3 тысяч тонн и др.
С целью проведения мониторинга состояния атмосферного воздуха Западно-Казахстанской области установлены 6 автоматических станций, принадлежащих ЗКФ РГП «Казгидромет», из них 4 станции на территории г. Уральска, по одной в г. Аксае и в с.Бурлин Бурлинского района. По данным наблюдений уровень загрязнения атмосферного воздуха городов Уральск, Аксай и с. Бурлин оценивается как низкий.
По результатам мониторинга 2021 года в атмосферном воздухе превышения ПДК не выявлены. С целью достижения целевых показателей Стратегического плана Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК и Целевых показателей качества окружающей среды Западно-Казахстанской области на 2019-2025 годы ведется систематическая работа, направленная на снижение нормативов эмиссий для объектов I категории. Также между ДЭ ЗКО и управлением природных ресурсов и регулирования природопользования по ЗКО заключен Меморандум, План мероприятий и Дорожная карта, в части снижения разрешенных объемов эмиссий по объектам II, III и IV категорий. При согласовании нормативных объемов в проектах эмиссий постоянно учитываются фактические эмиссии предприятий с учетом максимальной нагрузки оборудования за последние 2-3 года, согласно действующим НМД. Также при рассмотрении проектов нормативов эмиссии и согласовании планов мероприятий по охране окружающей среды, постоянно обеспечивается наличие в них экологического эффекта от внедрения (применения) доступных технологий с учетом специфики предприятия.
Основные загрязнители – крупные нефте- и газодобывающие компании платят за выбросы и негативное воздействие на окружающую среду немалые суммы, которые, согласно экологическому законодательству, должны идти в местный бюджет и использоваться целенаправленно на решение экологических проблем области, на конкретные природоохранные и восстановительные мероприятия. Но департамент экологии не уполномочен осуществлять контроль за целевым использованием данных выплат.
О реализации планов
В октябре 2020 года акиматом Западно-Казахстанской области и министром экологии, геологии и природных ресурсов РК утверждена Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем области до 2025 года, предусматривающая выполнение 17 мероприятий по решению наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов, наиболее крупными из которых являются строительство новых полигонов ТБО в городах Уральск и Аксай, рекультивация старых полигонов ТБО (2022 год), ликвидация несанкционированных свалок, исторических загрязнений на постоянной основе; замена коллектора канализационных очистных сооружений г.Уральска (ноябрь 2021 года), полная реконструкция КОС г.Аксай (2023 год), внедрение оборотного водоснабжения Уральской ТЭЦ АО «Жайыктеплоэнерго» и ТОО «Батыс су арнасы» (2022 год). Также в рамках исполнения Дорожной карты запланировано увеличение площадей зеленых насаждений на землях гослесфонда до 1200 гектаров до 2024 года, и создание зеленых зон в населенных пунктах общей площадью 6704 га до 2025 года. Восстановление лесного фонда, в том числе Бокейординского соснового бора, с применением современных технологий. Для минимизации загрязнения воздуха Дорожной картой предусмотрено введение поэтапного запрета на использование городского пассажирского автотранспорта на дизельном топливе до 2022 года. Строительство новых полигонов ТБО и рекультивация старых согласно ДР запланировано на 2022 год.
Работа по исполнению Дорожной карты ведется полным ходом.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz