Сейчас, глядя на успехи большинства стран по внедрению робототехники, невольно создается впечатление, что наша страна отстала в этом направлении от таких лидеров, как Китай и Япония. Действительно, мы еще не производим роботов, но наши молодые ребята успешно осваивают профессии, связанные с робототехникой, и активно участвуют в международных конкурсах и чемпионатах.
Одно из самых востребованных направлений в работе Дворца школьников г. Уральска – Центр робототехники. Здесь занятия проводятся по специально разработанным методикам для разных возрастных групп. Всего разработаны три учебные программы для трех возрастных групп. Для каждой существует отдельный робототехнический набор, где детали и электроника рассчитаны на конкретный возраст.
По словам руководителя Центра робототехники Дворца школьников Нурбола Кырыкбаева, Центр открыл свои двери в 2018 году и первое время ощущалась острая нехватка необходимых наборов для качественного ведения работы, что лишало кружковцев возможности принимать участие в различных соревнованиях и развивать необходимые навыки. Нурбол сам разрабатывал методику занятий для юных робототехников. Ребята мастерили из бумаги различные макеты самолетов, парашютов, и с каждым днем желающих записаться в Центр становилось все больше.
– В 2020 году наша команда впервые приняла участие в конкурсе робототехники. Далее мы заключили меморандум о сотрудничестве с НИШ и Каз-ИиТУ, в которых функционируют современные кабинеты робототехники, таким образом, нам представилась возможность использовать их наборы и технические средства. Это помогло нам набрать больше опыта, навыков и принять участие в международном фестивале робототехники «RoboLand – 2022», где собрались участники как из разных регионов Казахстана, так и из Греции, России, Узбекистана и Кыргызстана. Конкурс проходил по 16 категориям. В одной из них – «Roboland-Friendship» наши ребята заняли тогда первое место. «Roboland» – первый и крупнейший в Казахстане робототехнический проект, который объединил юных любителей технического творчества со всего мира, все желающие получают равные возможности попробовать свои силы в битве роботов разного ранга и назначения. Это не просто игра, это ежегодное увлекательное состязание, почти что вид спорта, со своими чемпионами и победителями, стимул для детей стремиться к большим достижениям. Первая победа дала старт большему развитию робототехники в нашем регионе. Желающих заниматься этим направлением стало еще больше, мы активно принимали участие в городских, областных чемпионатах. Но острая нехватка необходимой техники все еще ощущалась. И вот, в прошлом году Фонд «Саби» за 28 млн тенге подарил Дворцу школьников отличный кабинет робототехники со всем современным оборудованием, – рассказывает Н. Кырыкбаев.
Напомним, что в 2021 году Фонд «Саби» запустил проект по организации Центров робототехники во всех регионах Казахстана, в рамках которого производится капитальный ремонт и оснащение инновационным оборудованием современных кабинетов робототехники в общеобразовательных учреждениях РК.
– Силами Фонда была произведена полная реконструкция бывшего компьютерного класса. На сегодняшний день кабинет укомплектован самой современной интерактивной техникой, закуплены образовательные наборы «Интернет вещей», Lego, «Амперка», «Матрешка», 3D-принтер, датчики, роботы, конструкторы и другое инновационное оборудование, установлена новая эргономичная мебель. Помимо ремонта и оснащения, специально для преподавателей Центра был проведен обучающий мастер-класс по дисциплине «Робототехника» с использованием нового оборудования. Кабинеты, открытые Фондом, работают бесплатно со свободным доступом. Это позволяет всем детям посещать занятия на постоянной основе. Кроме того, занятия в классах робототехники позволяют формировать команды для участия в республиканских олимпиадах, а это – отличная возможность проявить себя и поступить в лучшие ВУЗы РК и зарубежья, – говорит директор Центра.
Сегодня роботы-беспилотники, интерактивные игрушки, бытовые андроиды, дроны – уже часть нашей повседневной жизни. Им не удивляются даже дети, а взрослые все активней используют их в самых разных целях.
– Робототехника – перспективное направление будущего, а главный плюс этой дисциплины в том, что занятия не только приносят пользу в плане образования, но и увлекают детей. Конструирование роботов часто становится хобби, а затем и делом всей жизни, профессией. Многие наши ребята, закончив школу, хотят связать свою жизнь с IT-технологиями. Увлечение отвлекает детей от компьютерных игр и социальных сетей. Они начинают применять свои навыки и умения эффективно, не растрачивают, а приумножают свой потенциал, расширяют кругозор, получают обширные знания. Создание роботов – это техническое творчество, лучший старт в развитии изобретательской и конструкторской деятельности. На занятиях ученики осваивают базовые знания механики, электротехники, моделирования и программирования. В процессе создания умных механизмов дети развивают воображение, внимательность, усердие, учатся эффективно взаимодействовать в команде. Ученик проходит увлекательный путь от азов к сложным процессам: сначала участвует в проектировании, затем моделировании, программировании, сборке и запуске робота.
В настоящее время в нашем Центре занимаются более 200 учеников, функционирует два кабинета робототехники, работают пятеро преподавателей – это молодые специалисты, практикующие программисты, инженеры, которым очень нравится обучать детей, – говорит Нурбол Кырыкбаев.
Алиислам Курмангалиев занимается в Центре с 2018 года, сейчас учится в 8 классе, в будущем юный робототехник хочет поступить в IT-университет. В прошлом году Алиислам стал двукратным победителем международного чемпионата, чемпионата Центральной Азии по робототехнике. Зейін Мағал учился в классе робототехники на протяжении четырех лет. После того, как окончил 11 класс, поступил в университет Нархоз в Алматы на специальность кибербезопасность.
На сегодняшний день ребята продолжают показывать триумфальный результат на международных чемпионатах, за их плечами немало выпущенных проектов. Вот один из них. Устройство Eyeconic – это Smart-устройство, которое работает в качестве индивидуальной системы сурдоперевода, преобразуя язык жестов в текст и аудиопоток. Оно способно преобразовывать и обычную речь в текст, который показывается на ЖК-экране очков, так что глухонемой человек может понимать, что ему говорят окружающие. Кроме того, если пользователь способен слышать хоть в небольшой степени, он использует наушники, через которые проходит усиленный специальным модулем звук. В целом, такое устройство – отличный вариант для того, чтобы наладить надежный канал связи для людей с нарушением слуха и речи.
– Возможно, еще рано присваивать робототехнике статус обязательного предмета в школе, но она должна развиваться в учебных заведениях как секция, как предмет дополнительного образования, где 5-10% детей с интересом занимались бы техническим творчеством. Это наукоемкий предмет, в котором сочетаются технические дисциплины: математика, физика, программирование, информатика и инженерия. Очень хорошие робототехники получаются из детей, которые хороши в технических науках, которые могут построить сложные логические программы, могут создать и оптимизировать код, вычислить траекторию движения объекта и понимать законы физики. Таким ребятам обязательно советую развивать свой талант и эффективно его использовать, – отметил Нурбол Кырыкбаев.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz