В областном акимате прошло заседание, на котором обсудили вопросы модернизации торговых рынков устаревшего формата и не только.
Как отметила руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО Эльмира Киматова, 14 торговых рынков Уральска будут модернизированы до конца 2025 года. Полностью завершили модернизацию семь рынков, еще четыре в процессе обновления. Работа по обновлению торговых рынков началась в республике еще в 2014 году и по некоторым причинам сроки ее завершения передвигались. Теперь перед владельцами крупных торговых точек поставлена задача привести объекты в соответствии с современными требованиями до 1 января 2026 года. Модернизация рынков — это задача, которая также стоит как перед Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО, так и областным департаментом торговли и защиты прав потребителей. Уполномоченными органами начата работа по инвентаризации рынков. Изучаются технические условия и возможности проведения модернизации.
—Жителям города хорошо известно в каком состоянии находятся рынки Уральска. У нас по городу 21 рынок, из них семь — модернизацию уже прошли. Министерством торговли была разработана Дорожная карта по модернизации рынков. В ее первоначальный вариант от нашего региона были включены четыре рынка: «Михаил», «Өнім», «Колос», «Мирлан». В текущем году Дорожная карта была актуализирована и в нее включили оставшиеся 10 рынков. Таким образом до декабря 2025 года подлежат модернизации 14 рынков нашего региона. Разработаны также меры господдержки тех субъектов предпринимательства, которые собираются пройти модернизацию, в виде выдачи кредита с облегченной процентной ставкой. Как бы то ни было, все эти рынки должны быть модернизированы к указанному сроку. Вся эта торговля, которая осуществляется под открытом небом — недопустима. Все уличные рынки должны перейти в современный формат, в здание современного типа, где предусмотрены комфортные условия, как и для покупателей, так и для самих продавцов. Таже обязательно должны быть предусмотрены варианты платежной системы — терминалы, оплата картой и т.д. В противном случае Министерством торговли проработаны вопросы мер административного воздействия, будут применены соответствующие санкции, — говорит Эльмира Киматова.
Заместитель акима области Калияр Айтмухамбетов поручил руководителю департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО подготовить перечень выдвигаемых требований по модернизации торговых объектов.
— В соответствии с программой модернизации в мегаполисах и городах с населением свыше ста тысяч человек на территории рынков должна быть полностью налажена инфраструктура. Владельцы стационарных рынков должны упорядочить размещение арендаторов, позаботиться о том, чтобы территории торговых точек были освобождены от контейнеров, — сказал заместитель акима области Калияр Айтмухамбетов.
Директора и администрации рынков в свою очередь задали интересующих их вопросы касательно проводимой модернизации.
— Мы, администрация рынка «Өнім» согласны провести модернизацию в рамках господдержки, так как наш рынок — один из старейших рынков Уральска. Этого ждут и наши арендаторы, и наши покупатели. Надеемся успеть до указанного срока, — поделилась администратор рынка «Өнім» Эльвира Яфарова.
В ходе заседания директор регионального филиала по ЗКО АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Асель Тургаева рассказала участникам о мерах государственной поддержки торговли.
— Меры государственной поддержки субъектов внутренней торговли представлены двумя инструментами: субсидирование процентной ставки; гарантирование по кредитам. Данные инструменты предназначены для 4-х групп получателей: модернизация торговых рынков; строительство, расширение/реконструкция торговых объектов; магазины у дома; разработка программного обеспечения (IT- инструменты). Для субъектов внутренней торговли, реализующих проекты в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, сумма кредита не превышает 1,5 млрд тг. Срок субсидирования составляет на инвестиционные цели — не более 5 лет; на пополнение оборотных средств — не более 3 лет. Ставка кредита с учетом субсидирования для государства составит 10,75%, разницу оплачивает заемщик, — рассказала Асель Тургаева.
Как стало известно из доклада заместителя акима города Азамата Халелова касательно ликвидации стихийной торговли специалистами акимата, совместно с правоохранительными органами проводятся мероприятия по пресечению фактов торговли вне мест, установленных местным исполнительным органом на постоянной основе. Административные меры за торговлю в неустановленных местах применяются в соответствии со статьей 204 КоАП РК. В текущем году всего составлено 597 административных протоколов, из которых 534 предупреждений и 63 штрафов на сумму 1 138 982 тенге (взыскано 308 282 тенге).
— В ходе мероприятий на полигон доставляются средства, используемые при торговле в неустановленных местах: столы, стулья, транспортные средства, контейнеры. В качестве альтернативы «стихийной торговле» акиматом утверждено 40 мест нестационарной торговли. Также, планируется утверждение дополнительно 70-ти мест торговли. На сегодняшний день, 19-ти предпринимателям выданы согласования на осуществление торговой деятельности.
При этом спикер отметил, что принимаемые меры профилактического (разъяснения) и административного (штраф, предупреждение) характера имеют кратковременный эффект. В этой связи, совместно с Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО разработан проект письма, предусматривающий некоторые поправки в КоАП РК, призванные снизить количество фактов «стихийной торговли». В рамках поправок предложено ужесточение действующих административных мер, предусмотренных статьей 204.
— Стихийная торговля — это большая проблема, которая стоит не только перед местными исполнительными органами нашего региона, но и по всей республике. Административным кодексом предусмотрена ответственность. Проводятся рейды местными исполнительными органами совместно с полицией, но, к сожалению, они не имеет должного воздействия. Торгующих привлекаются к ответственности, но на следующий день они снова возобновляют торговлю. С другой стороны, если задуматься, почему места стихийной торговли продолжают функционировать, то ясно, что на эту продукцию у потребителей есть спрос. Никто не интересуется, есть ли документы на реализуемую продукцию, также никто не задумывается о санитарных нормах, которые должны соблюдаться, особенно при реализации пищевой продукции. Это все неправильно, и мы должны признать, что места стихийной торговли — выживший формат торговли, — говорит Эльмира Киматова.
На заседании руководитель Департамента Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Нуржан Сатыбалдинов рассказал о работе по отбору молочной продукции на пограничных постах, а также на внутреннем рынке в рамках санитарно-эпидемиологического мониторинга и проекта «Сапалы өнім».
— На пограничных пропускных пунктах инспекторами ветеринарного контроля проводилась работа по отбору молочной продукции ввозимой через границы Западно-Казахстанской области. На автомобильных пунктах пропуска (Таскала, Сырым) было отобрано 109 проб, по результатам исследования выявлены несоответствия по маркировке у 25, по жирно-кислотному составу в 1 пробе. С начала 2024 года на границе выявлено 225 нарушений, 171 автотранспорт, перевозивший груз, возвращены в направлении выезда, составлены административные протоколы на 164 лиц, наложено штрафов на сумму 12 774 320 тенге, — рассказал спикер.
Нарушения в сфере карантина растений выявляются областной территориальной инспекцией в агропромышленном комплексе. Так, инспекторами фитосанитарных контрольных постов предотвращен въезд на территорию РК 168 грузов (ФКП «Сырым» — 140 машин, ФКП «Таскала» — 28).
В рамках проекта «Сапалы өнім» Западно-Казахстанское областное общество защиты прав потребителей согласно договору осуществляет мероприятия по проекту общественного контроля. Так за истекший период на девяти торговых объектах города было отобрано 77 проб пищевой продукции, в том числе молочной, кондитерской, колбасной и др.
— По итогам проведенной экспертизы по 60 пробам продукции на маркировке товара отсутствует информация на государственном языке. В этой связи уполномоченными органами в отношении продавцов составлены протокола об административном правонарушении в шести случаях, приостановлено действие деклараций о соответствии — в пяти случаях. В рамках данного проекта упор делается на информационно-просветительскую работу с потребителями. В целом, на оборот некачественных товаров влияет фактор законодательства, низкий уровень штрафов. Недостатки цифровизации и интеграции информсистем госорганов не позволяют полноценно реализовать задачи по контролю на рынке. Эти проблемные вопросы могут находить свое решение на уровне Республиканского штаба, — подытожил спикер.
В конце заседания заместитель акима области Калияр Айтмухамбетов предложил вынести отдельно на повестку дня проблемные вопросы касаемо модернизации рынков и поступающих жалоб со стороны субъектов предпринимательства и регулярно проводить такого рода заседания с уполномоченными органами для их разрешения.
Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz