26.07.2022, 9:44
Просмотры: 43

Сайгак: время не терпит

На сегодняшний день проблема с многочисленным поголовьем сайгаков обостряется. Мнения об их дальнейшей судьбе разделились: одни говорят, что сайгак – священное животное, его нельзя уничтожать, а другие, наоборот, утверждают, что их количество должно быть сокращено.

сайгаки (1)

В начале 1990-х годов популяция сайги в Казахстане составляла около 1 млн голов, однако, спустя 10 лет, количество животных сократилось почти до 20 тысяч, возможно, причиной тому  послужила максимальная планка законного экспорта рогов в 60 тонн. В 2005 году был введен мораторий на отстрел сайгаков, который действовал до 2021 года. Следует отметить и тот факт, что в мае 2010 года, после вспышки эпидемии пастереллеза,  погибло около 20 тысяч голов парнокопытных, что также повлияло на сокращение и без того малочисленной популяции животных. В связи с тем, в 2012 году постановлением Правительства РК был введен запрет на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Казахстана до 2020 года, а позднее он был продлен до 2023 года.

Сыграли свою роль браконьеры, которым нужны лишь рога, очень ценящиеся за рубежом. Испокон веков рога сайгаков использовали в восточной медицине для приготовления различных препаратов,  в традиционной китайской медицине в качестве жаропонижающего и очищающего средства. Стоимость килограмма рогов в Казахстане составляет до 100 тысяч тенге, тогда как в Китае эта сумма варьируется от 5 до 10 тысяч долларов. С учетом того, что один килограмм – это примерно четыре рога, такой кровавый «бизнес» остается весьма привлекательным для нарушителей Закона.

Как вспоминает старшее поколение Жанибекского района, их бабушки в свое время рассказывали, как употребляли сайгаков в пищу, а так как в народе животное считается священным, то они винили себя за начавшуюся Великую Отечественную войну. То есть, Всевышний покарал их за бесконтрольное истребление парнокопытного, но то было суеверие людей того времени, однако почтение к данным животным сохранилось и в наши дни.

Новорожденный сайгачонок – одно из самых трогательных существ на планете. В течение нескольких дней он не может вставать и неподвижно лежит на голой земле без всякого укрытия. Спасаясь от внешнего мира, малыш просто закрывает глаза. Как ребенок, который считает, что спрятался, закрывшись ладошками. С мамами сайгачата общаются звуками. Они издают их с помощью носа. Новорожденных степных антилоп ждет нелегкая жизнь. Слабые умирают, некоторых съедают волки или лисы, и только сильные остаются в живых. Через неделю детеныш уже уверенно ходит за матерью, а через две недели бегает наравне со взрослыми. Защитить малышей в самый ранний период их жизни от хищников пытаются самцы сайгаков, которые окружают рожениц, а от браконьеров в этот ответственный период круглосуточно охраняют сотрудники охотзоопрома. Главная цель – чтобы в казахской степи не пропали звуки топота маленьких копытцев этих удивительных животных, переживших самих мамонтов.

Однако чересчур  многочисленное поголовье парнокопытного животного наносит урон пастбищам и посевным хозяйствам местных фермеров. Ареал обитания на территории Западно-Казахстанской области и миграции поголовья сайгаков охватывает территорию общей площадью более 8 млн га шести южных районов: Жанибекского, Бокейординского, Казталовского, Жангалинского, Таскалинского и Акжаикского.

Руководитель КХ «Елнур» Бейбит Даумов занимается выращиванием ячменя и суданки. По словам фермера, год порадовал обилием осадков и благоприятной погодой. Однако бизнесу Б.Даумова угрожает безобидное животное, а вернее их пугающе высокая численность. Из-за этого предприниматель  сегодня использует лишь половину всей территории.

– Общая площадь посевов составляет 200 га, окруженная «электропастухом». Он хорошо помогает от коров, лошадей, не дает им заходить, но сайгакам  – ни по чем. Они на скорости срывают  или перепрыгивают ограждение, топчут всходы. К сожалению, они испортили около 40% посевных площадей хозяйства. Тогда в угодья вторглись 25-30 тысяч голов. В течение 15 дней своими и силами акимата, охотзоопрома дежурили возле посевов и отгоняли сайгаков: на мотоциклах, машинах, дроном. Животное уже стало привыкать к людям и практически не пугается человека. Даже пришлось ограждение сделать повыше, чтобы сайгак прошел под ним, не срывая «электропастух», который был установлен за 1,5 млн тенге. Лично я не против сайгаков, но рост их поголовья, считаю,  надо контролировать, – сказал Б.Даумов.

По словам фермера, прежде млекопитающие, за версту учуяв человека, убегали прочь, сейчас же приходится подъезжать чуть ли не вплотную. Земля плодородная, урожайная, да и погода балует, однако вся работа может пойти насмарку, если не найти решения проблемы.

В свою очередь предприниматель Бауыржан Сабанов считает, что даже приказ на отстрел 80 тысяч голов, который, к слову, отменен Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым, не решит проблему. Для ее решения необходим системный подход.

– Сегодняшнее поголовье сайгаков – реальная угроза для сельского хозяйства, в частности, может привести к потере домашнего скота из-за уничтожения сельхозугодий. Если лошадь питается всего 70 видами трав, то сайгак чуть больше 20 видами, однако животное уничтожает урожай и пастбища, вытаптывая их. Мои посевные тоже пострадали. Поврежденную  сайгаками часть земли мне нужно заново вспахивать и засевать, но на это нет ни средств, ни времени. После них и дождей, почва стала твердой. Меня включили в республиканскую рабочую комиссию при Министерстве экологии по рассмотрению вопроса по популяции сайгаков. В столице не раз обсуждали этот вопрос, к нам тоже комиссия приезжала, – сказал Б.Сабанов.

– В советское время сайгачье мясо продавали в магазинах. Так почему бы не обеспечить граждан дешевым и питательным мясом сейчас, – задается вопросом Б.Сабанов. – Сайгак у казахов – священное животное, но ведь и лошадь тоже, но мы же их едим. А если в следующем году  численность сайгаков  станет еще больше, тогда что будет с нашим земледелием? Как нам выйти из этой ситуации? Считаю, что нужно принять верное решение сейчас, а не ждать научных исследований, которые будут длиться  2-3 года. Мы не против сайгаков, они должны жить, но  регулировка их численности тоже нужна. Представить трудно, что будет, если среди них начнется эпидемия какого-либо инфекционного заболевания. Собрать туши и утилизировать будет практически невозможно, причем это очень большая опасность для домашнего поголовья, –  сказал Б.Сабанов.

Фермер считает, что нужно разрешить охотиться на сайгаков. Охота бывает разной: любительской, туристической и промышленной. От всех ее видов можно получить выгоду, даже развить малый бизнес в данном направлении, открыв мини-цеха по переработке мяса и рогов животного.

Однако делать это надо с умом.

Жадыгер Кусайнов,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале