Заявили западно-казахстанские аграрии, на совещании в управлении сельского хозяйства ЗКО. В этом году на своих полях они вырастили неплохой урожай масляничных культур, но цена, по которой закупают сырье отечественные маслозаводы очень низкая и не покрывает вложенных затрат, а продать подсолнух на экспорт они не могут, так как из-за высоких пошлин данный вид продукции не пользуется спросом у трейдеров.

В профильное ведомство пришли свыше 20 глав крестьянских хозяйств, которые бросив поля в разгар уборочной страды вынуждены обивать пороги в поисках рынка сбыта для своей продукции, чтобы выплатить зарплату рабочим и погасить кредиты. Растениеводы говорят, что близки к разорению, из-за того, что с введением госпошлин на экспорт сырья, зерно-трейдеры, которые обеспечивали стабильный рынок сбыта и давали хорошую цену перестали закупать подсолнух по выгодной цене. По словам крестьян, внутренний рынок перенасыщен сырьем, мощности единственного в области маслозавода не позволяют переработать столько подсолнуха, к тому же у переработчика есть и свои посевные площади, отправлять в другие регионы не выгодно из-за дорогой логистики, а цена по которой принимают масляничные не покрывает затрат на их выращивание.
– Как нам работать, себе в убыток? Нам сказали: «сажайте подсолнух, стратегически важная культура» мы вложились закупили семена, специальное оборудование, сеялки, жатки, расширили посевные площади. Подсолнух очень затратная по агротехнике культура, земля после него долго восстанавливается, нужны специальные удобрения. А теперь что? Прошлогодний урожай лежит на складах, не все продали, сейчас новый собрали и куда девать? Что за законы принимают? Ну бросим мы все, не будем сажать и тогда что, к чему придем? – задают вопросы аграрии. Главы К/Х сказали, что в этом году, уже снизили площади посевных под масляничные культуры с 62 тыс. га до 46 тыс. га. и если ситуация не измениться, то на следующий год сажать подсолнух они не планируют.
Критическая ситуация сложилась из-за введенной в феврале этого года экспортной пошлины на вывоз семян подсолнуха в размер 20% за тонну, на сегодняшний день это около 100 евро. Такое решение было принято для того, чтобы обеспечить дешевым сырьем местные маслозаводы, что соответственно снизило бы цену растительного масла для конечного потребителя. Но достичь удалось только снижения стоимости семян подсолнуха почти вдвое, что привело крестьян, занимающихся его выращиванием практически к разорению. Аграрии считают, что здесь не обошлось без монопольного сговора и на крестьянах в очередной раз хотят нажиться.
- Мы уверены, что здесь ценовой сговор маслозаводов. В прошлом году собрали 1 млн.300 тыс. тонн подсолнуха с этого можно было надавить 600 тысяч тонн масла. Вы посмотрите, где на прилавках обещанное, дешевое, отечественное масло? Второй год уже подсолнух на экспорт не сдаем, а почему-то на прилавках доля казахстанского масла всего 10-15%, остальное все российское стоит. И далеко не дешевое масло, почему-то оно не подешевело в два раза так как сырье с прошлого года. Почему же не снижают цену? Им выгодна такая ситуация, продают масло из нашего дешевого сырея на экспорт. Они в прибыли, а мы в убытках. Масло в среднем поставляют по 750 тыс. за тонну, плюс жмых отход переработки. На всех производствах обычно 70-80% стоит сырье, ну возьмем даже 50%, значит тонна семян должна стоить не меньше 250-260 тыс. тенге за тонну. Сейчас же они у нас по 120-130 тыс. тенге берут. Это ниже себестоимости. Мы купили дорогостоящую технику, семена, пестициды, надо платить заработную плату, которую мы каждый год индексируем с учетом инфляции, а теперь наша продукция подешевела, а как нам это людям объяснить? Трейдеров от нас отсекли с вводом этих пошлин. Продукцию некуда сдавать, сейчас по всем хозяйствам у нас скопилось свыше 15 тыс. тон подсолнечника. Еще не все собрали. Вообще растениеводство с каждым годом становиться все убыточнее. Вот на примере сельхозтехники: последний комбайн мы брали за 85 миллионов тенге, при том, что цена пшеницы сейчас 65 тыс. тенге, получается в среднем 1300 тон стоит один комбайн, а раньше цена одного комбайна составляла около 60-70 тон. Как при таком несоответствии цен заниматься земледелием? – говорит руководитель К/Х «Хоминское» Александр Лихачев.
Его поддерживают собравшиеся, которые в один голос твердят, что введение экспортной пошлины было нецелесообразным и крайне непродуманным решением. По словам аграриев, правильно было бы ввести экспортные ограничения не на подсолнух, а на конечный продукт переработки, тогда бы маслозаводы вынуждено снизили цену на растительное масло, и торговым точкам выгоднее было бы закупать у них, а не у российских поставщиков. Наши крестьяне не могут конкурировать с соседями, так как там климат более мягкий, чаще идут дожди, почва плодороднее, соответственно и посевных площадей гораздо больше, тогда как в нашем регионе всего несколько районов благоприятны для земледелия. Нашим аграриям приходятся много вкладывать в удобрения, технику, различные пестициды чтобы вырастить хороший урожай. Руководитель КХ «Алтын Бидай» Бекболат Мукашев, говорит, что раньше они реализовывали подсолнух 240-260 тыс. тенге за тонну, сейчас же цена снизилась более чем в два раза, что сделало производство масляничных культур нерентабельным.
– Из-за пошлины трейдеры перестали брать подсолнечник по хорошей цене, это был основной рынок сбыта, теперь у нас полные склады, все лежит, качество семян ухудшается, а сдавать некуда. У нас зона рискованного земледелия, но мы рискнули посадили подсолнух, как нам сказали, а теперь даже тех денег вернуть не можем. Сама по себе агротехника очень дорогая, нужно специальное оборудования- сеялки, жатки, все это берем в кредиты. Людям хорошо платить надо, стимулировать рабочих, если не будет интереса они от нас уйдут в город на заработки. Хозяйство развалится, обанкротится. Куда только не обращались все бесполезно, нас как будто не слышат, что мы в убытках. Ситуация повторяется как с пшеницей несколько лет назад - цена на зерно повысилась, хлеб подорожал, потом цена вдвое снизилась и уже год держится, а хлеб как был дорогой, так и остался, – говорит М.Мукашев.
– Мы просим убрать госпошлину, тогда закупочная цена поднимется на 30-40 тыс. На маслозаводе сказали за 120-125 тыс. тенге за тонну будут покупать. Пшеница 120-140 стоила, сейчас 60-65 тысяч за тонну. Чем больше сеешь, тем больше убытков получаешь. Мы подсчитывали, что на 1 гектар подсолнечника нужно потратить с учетом лизинговых платежей, кредитов, подкормок, защиты от вредителей - 140 000 тенге. Нужно срочно снимать все ограничения на вывоз подсолнечника, иначе фермерские хозяйства обанкротятся. Сельское хозяйство основа экономики,вокруг нас работает целая индустрия поставщиков удобрений, ядохимикатов, запчастей, сельхозтехники - мы обанкротимся и они без прибыли останутся, - сказал руководитель КХ "Шолпан" Лукпан Мухамедьяров.
Заместитель руководителя управления сельского хозяйства ЗКО Денис Умашев ответил, что данный вопрос неоднократно поднимался на уровне Министерства сельского хозяйства, но пока все осталось без изменений.
– С этим вопросом мы были в командировке в Астане, там заходили к министру и к вицеминистру сельского хозяйства, эту тему неоднократно поднимали, нам объяснили, что данный вопрос решает специальная межведомственная комиссия, созданная при министерстве торговли. Со своей стороны, МСХ РК квоту на объем в 150 тыс. тонн расчеты, документацию подали на рассмотрение, на сегодняшний день вопрос находится на рассмотрении. Последнее письмо в МСХ РК мы отправили 14 июля этого года. – сказал Д.Умашев.
Почему дорогой дизель?
Аграрии также подняли вопрос обеспечения ГСМ, по их словам, цена на солярку остается высокой даже с учетом субсидирования, а условия поставщика их не устраивают. Но так как представители компании, выигравшей тендер по поставке льготного дизеля на собрание, не пришли, вопрос так и остался не решенным.

– Почему во время посевной цена на солярку ниже, а как уборочная так цена топливо сразу вырастает в цене. Потому, что вы знаете, что даже при высокой цене на ГСМ мы все равно уберем свой урожай, влезем в кредиты, как-то выкрутимся, но на полях не оставим. А, как и по какой цене нам его потом реализовывать с учетом дороговизны топлива, никого не волнует, – высказали претензии в адрес УСХ ЗКО растениеводы.
– Цена определяется заводом. Согласно правилам, выигрывает тендер та компания, которая даст самую низкую стоимость дизельного топлива. В этому году, победителем тендера, согласно ценовому предложению стала компания Нефтек, они имеют АЗС в практически в каждом районе области, что удобно для СХТП. Другие компании не располагают такой сетью, не имеют АЗС в районах, – объяснил Денис Умашев.
Также были подняты вопросы работы кредитных товариществ, операторов программы льготного кредитования. По словам аграриев, сейчас в области 14 КТ из них 11 активно действующих, и сложилась ситуация, что, если сельхозтоваропроизводители не смогут вовремя погашать транши, кредитные товарищества выйдут на просрочку перед аграрной корпорацией. Аграрно-кредитная корпорация остановит финансирование и кредитные товарищества не смогут выдать фермерам льготную программу под 5% годовых на проведение весенне-полевых работ и они не смогут качественно провести посевную.
– У нас уже руки опускаются при таком отношении. Вместо того, чтобы всячески стимулировать развитие сельского хозяйства, ведь это стратегически важный вопрос продовольственной безопасности страны, нам еще и палки в колеса вставляют. Наши вопросы не решают, растениеводство уже нерентабельно становиться. Если нет уверенности в будущем смысл нам развивать отрасль вкладываться, покупать дорогие комбайны. Проще магазины купить и коммерцией заниматься. Вы посмотрите здесь одни старики собрались молодежь не идет в сельское хозяйство, – сказали сельхозтоваропроизводители журналистам.
Евгения Максимова,
"Приуралье"
.